Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления на примере «туристского кластера»

Мелехина Елена Александровна
Южно-Уральский государственный университет,
магистрант кафедры экономики фирмы и отраслевых рынков
Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы
к формализации этого явления на примере «туристского кластера»

В статье рассмотрены подходы к формализации понятия «кластер». Приводятся точки зрения авторов, занимающихся исследованием понятия «туристский кластер». Представлена характеристика модели функционирования туристского кластера.

В настоящее время понятие «кластер» получает достаточно широкое распространение в теории и практике российской экономики.

Несмотря на наличие большого числа публикаций, посвященных проблеме создания и функционирования кластеров в России, общепринятого определения данного термина нет. Многообразие выделяемых понятий «кластер» в экономической теории свидетельствует лишь об отсутствии единого, полного, общепринятого понятия.

Первоначально кластерный подход был применен к промышленному производству, и его основоположниками были А. Маршалл и Б.С. Ястремский, но популяризатором идеи отраслевых кластеров для повышения региональной конкурентоспособности стал профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер.

М. Портер в книге «Конкуренция» выделяет основные определения кластера и дает некоторые прямые и косвенные характеристики кластеров. Основными определениями кластера по Портеру являются:

– сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу;

– группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга;

– система взаимосвязанных фирм и организаций, ценность которой как единого целого превышает простую сумму составных частей;

– пространственная организационная форма, которая по своей внутренней сущности может быть более эффективной в отношении компоновки факторов производства при условии доступности конкурентоспособных местных поставщиков;

– форма сети, наблюдающейся в пределах географического региона, в которой близкое расположение фирм и организаций обеспечивает наличие определенных форм общности и повышает частоту и уровень взаимодействия;

– новый, обеспечивающий дополнительные возможности способ структурирования и понимания экономии, организации теории и практики экономического развития, а также формирования и установления государственной политики [3, с. 256].

Представим некоторые характеристики кластеров по Портеру: ·

1. Кластеры отличаются по своим размерам, широте охвата и уровню развития. Некоторые кластеры состоят в основном из малых и средних предприятий. Другие включают как крупные, так и мелкие фирмы. Одни кластеры ориентируются на исследовательские возможности университетов, в то время как другие не имеют существенных связей с университетами. Эти различия в природе кластеров отражаются в структурах отраслей, образующих кластер. Самые развитые кластеры имеют более глубокие и специализированные базы поставщиков, больше родственных и поддерживающих отраслей.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления на примере «туристского кластера»
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru