Современная риторика как общая теория убеждающей коммуникации

Ильина Ольга Яновна,
Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра логики, аспирант, г.Санкт-Петербург
Современная риторика как общая теория убеждающей коммуникации

В настоящее время происходит реформирование отечественной системы высшего образования, обусловленное вхождением России в Болонский процесс − европейское образовательное пространство. Становление новой двухступенчатой системы, приходящей на смену 5-ти летней системе образования, сопровождается существенными изменениями в организации учебного процесса. В связи с этим в практике вузов начинают использоваться современные образовательные технологии. Традиционные курсы все чаще модифицируют свое содержание, вводятся новые дисциплины, в частности «Теория и практика аргументации» [10].  Но в целом преподавание риторики находится на традиционном уровне, не учитывающем глобальные социально-культурные изменения, происшедшие в обществе с переходом в новое тысячелетие.

     Наблюдая возросший интерес к проблемам риторики, следует отметить, что в основном исследования углубляются в частные проблемы филологических, семантических, лингвистических направлений. Это создает трудности в становлении современной теории риторики и общей теории убеждающей коммуникации. Основной проблемой, тормозящей развитие этой области, на наш взгляд, является, во-первых, общий методологический плюрализм, в частности сосуществование различных методологий гуманитарного и естественнонаучного знания, во-вторых, отмечаемое многими исследователями явление «окукливания» [16,19] различных областей знаний в своих сферах, которые уже практически перестали понимать друг друга [12] (различная терминология, методологические и технологические приемы). В этих условиях наиболее перспективные исследования проводятся как раз в междисциплинарных коридорах [19]. Сказанное касается и собственно философии, которая из царицы наук, претендующей на формирование картины мира, превратилась в набор философских дисциплин. Следствиями методологического плюрализма и анархизма является распад единой картины мира, обсуждение вопросов понимания.

     В отечественной литературе проблемы риторики долгое время вообще почти не рассматривались, и заметный интерес к ним возник в связи с недавними процессами демократизации общественной жизни, создавшими благоприятные условия для взаимного обмена мнениями между представителями различных общественных движений. Быстрое развитие новых сфер общественной жизни, задачи подготовки специалистов в ряде профессиональных областей, связанных с необходимостью воздействия на убеждения людей (помимо педагогики это сферы политики, юриспруденции, философии, психологи, теологи) актуализировали необходимость специального изучения приемов убеждающего воздействия. Возникнув как наука речевой коммуникации, современная риторика понимается расширительно. В качестве элементов речевой коммуникации рассматривается не только устная речь, но и все виды вербальных текстов: печатное слово, СМИ, Интернет-технологии. Однако такое расширение неизбежно включает помимо вербальных текстов еще и знаково-смысловые элементы невербальных текстов, что уводит нас за пределы чисто лингвистических границ в область проблем психовоздействия, психовосприятия и композиции [11]. И мы должны принять это условие, иначе предмет опять окажется редуцированным.

     В современных исследованиях, посвященных проблемам коммуникации, на передний план выдвигается методология диалога и диалоговые практики. Диалоговый подход видится нам выходом из решения указанных проблем, а область пересечения диалоговых практик в социо-культурном поле взаимодействий [5-7] мы рассматриваем как возвращение к технологиям целостного философского взгляда, в центре которого находится проблема коммуникаций [8,14]: «точка пересечения» логико-философских, логико-методологических, социо-культурных, социально-психологических, лингвистических и других аспектов современных исследований в области риторики.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Современная риторика как общая теория убеждающей коммуникации
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru