Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии |
Страница 1 из 2 Ильюшкин Виталий Владимирович / Il'jushkin Vitalij Vladimirovich - кандидат психологический наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВПО Ивановский государственный политехнический университет,
Аннотация: в статье дается кратный анализ теоретических подходов к изучению и определению стереотипов в отечественной и зарубежной психологии. Актуальность исследования связана с изучением социально-перцептивных механизмов межнационального взаимодействия, основанных на механизмах стереотипизации. Abstract: this article provides an analysis of multiple theoretical approaches to the study and definition of stereotypes in domestic and foreign psychology. The relevance of research related to the study of social and perceptual mechanisms of international cooperation based on the mechanisms of stereotyping. Ключевые слова:стереотипы, социальное восприятие, стандартизированные образы, модели поведения. Keywords: the purpose of learning activity, educational process. Закономерности социальной перцепции проявляются в том, каким образом представители одних социальных групп воспринимают представителей других групп, по каким признакам они их идентифицируют, «классифицируют». Подобно тому, как восприятие предметного или событийного мира, обладающего некими сходными чертами, позволяет формировать понятия, так и люди классифицируются по признакам принадлежности к социальным или социально-демографическим группам, например, по полу, возрасту, образованию, или к определенному социально-экономическому классу. Эти «фильтры восприятий» становятся основой социальных стереотипов, которые, в большинстве случаев, не являются результатом личного опыта индивида. Чаще всего их «заимствуют» от группы, к которой сами субъекты принадлежат, особенно от представителей близкого социального окружения (родителей, родственников, друзей, учителей), а также средств массовой коммуникации, зачастую транслирующих упрощенное представление о тех группах людей, в отношении которых нет полной и точной информации [1]. Человек в повседневной жизнедеятельности, в большинстве случаев не имеет возможности критически анализировать общепринятые традиционные нормы, групповые ценности, договоренности о правилах социального поведения. Субъект не всегда обладает достаточной информацией о происходящих событиях, в отношение которых ему приходится вырабатывать собственное мнение или оценку. Именно по этой причине в обыденной жизни люди поступают стереотипно, шаблонно, в соответствии со сложившимися когнитивными, эмоциональными и поведенческими паттернами. Понятие «стереотип» традиционно означает «обобщенную, упрощенную и ригидную систему широко разделяемых представлений группы людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств» [6, 369]. В стереотипах сознания отражается социальное, культурно-историческое содержание. Также под стереотипом сознания понимаются культурно-исторически сложившиеся автоматизмы – модели действительности, схемы действования, направляющие мышление и поведение индивидов, групп, масс, проявляющиеся в их речи, поступках, действиях, по которым можно реконструировать соответствующие модели поведения. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.