Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии

 

Понятие «стереотип» введено У. Липпманом. В работе «Общественное мнение» [4] он охарактеризовал стереотип как «характерное явление обыденного сознания, основанное на стремлении человека в процессе познания окружающего мира подвести разнообразие мира под определенные категории и тем самым облегчить себе восприятие, понимание, оценку окружающих явлений».

У. Липпман выделил следующие характеристики и свойства стереотипа [4]:

  1.          Стереотип возникает на основе опосредованного восприятия объекта. Хотя многие стереотипы первоначально возникают стихийно и спонтанно в силу «неизбежной потребности в экономии внимания» в межличностной коммуникации, в процессе усвоения опыта других людей, групп, предшествующих поколений, опыта, закрепленного в виде привычных представлений.
  2.          Стереотипы способствуют распространению традиций и привычек.
  3.          Стереотипы оказывают воздействие на формирование нового опыта. Степень соответствия стереотипа действительности всегда различна. Они возникают от незначительных намеков, которые могут иметь правдивое обоснование. Но чаще всего, стереотип – неадекватный образ объективной реальности, основанный на ошибке человека, по привычке понимающего предвзятость за видение.
  4.          Стереотип однозначен, он делит мир на две полярные категории – на «знакомое» и «незнакомое». Слегка узнаваемое видится как очень знакомое, в какой-то степени незнакомое – как остро враждебное.
  5.          Стереотип несет в себе оценочный элемент, который выступает в виде установок и особого эмоционального отношения.
  6.          Оценочный элемент стереотипа всегда социально детерминирован, он всегда соотнесен с групповыми чувствами и ценностями.
  7.          Стереотип обладает уникальной устойчивостью, он либо совсем не изменяется, либо поддается изменениям с большим трудом, даже в результате столкновения с действительностью. Последнее обстоятельство объясняется тем, что стереотип создается не индивидом, а определенной референтной группой, к которой относится индивид. Он, по существу, заимствует готовый стереотип у своей группы, некритически полагаясь на ее социальный опыт.
  8.          Стереотип неадекватен. Он упрощает восприятие, оценку и поведение по отношение к отражаемому в стереотипе явлению, служа, таким образом, инструментом психологической защиты группы, ее интересов и ценностей. В конечном счете, стереотипы способствуют процессу становления социально-психологического единства группы.

Вслед за У. Липпманом предложено значительное количество определений стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигается тот или иной аспект этого социально-психологического явления. По мнению В. Дуааза, стереотипизация представляет собой процесс приписывания сходных характеристик различным членам одной и той же группы без достаточного осознания возможных различий между ними [2].

В. А. Ядов [8] считает, что, являясь продуктами социальной среды и социального восприятия, стереотипы как стандартизированные образы или представления о социальных объектах, обладают высокой устойчивостью. Эти социальные образы «содержатся в сознании людей и способны оказывать известное влияние на представления человека об окружающей действительности».

Р. С. Немов определяет стереотип так: «Стереотип - это социально-психологическое явление, которое определяется как искаженное, неточное, обобщенно-иррациональное представление определенной категории людей о чем-либо, как искаженная система социальных установок, сложившаяся в данном обществе» [5, 240].

В. Г. Крысько и Э. А. Саракуев [3] полагают, что стереотип есть сокращенное, упрощенное и ценностно-окрашенное представление о действительности, функционирующее в общественном сознании. Стереотип формируется в сознании представителя социальной группы в результате многократно повторяемой связи неких символов с фиксируемой категорией явлений. Авторы утверждают, что национально-психологические особенности людей проявляются по механизму стереотипа, который формируется не на основе собственного опыта, а заимствуется готовым у той социальной (национальной) группы, к которой принадлежит субъект, причем для него не имеет значения достоверность стереотипа, он черпает в нем групповую оценку определенного явления и строит свое поведение в соответствии с этой оценкой. Стереотип обобщает похожие явления, соединяет их в единую категорию, сокращает до предельного минимума набор его отличительных характеристик - черт, которые либо присущи данному явлению, либо могли бы быть ему присущи.

С точки зрения Д. В. Ольшанского: «Стереотип – стандартизированный, схематизированный, упрощенный, обычно эмоционально окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий лишь некоторые, в том числе и несущественные его черты» [цит. по 7, 87].

Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс дают следующее определение стереотипа: «Стереотип - когнитивный компонент группового антагонизма, представления об индивидуальных особенностях, характеризующих людей, которые принадлежат к конкретным группам или социальным категориям» [6, 86].

Т. Адорно [10] предложил теорию стереотипов с методологических позиций психоанализа. Согласно его подходу, стереотипы основаны на глубинных, неосознаваемых иррациональных источниках. По Т. Адорно, стереотип - это «приспособление для удобного видения вещей», это чрезвычайно устойчивый к изменению и всеобъемлющий механизм, который экономит время и энергию. Наряду с этим, он может искажать восприятие, так как игнорирует индивидуальные характеристики объектов. Особое внимание исследователь обращает на случаи, когда стереотипы выходят из-под контроля личности, «обезумевают», то есть «становятся совершенно независимыми от реальности». Концепцию стереотипов Т. Адорно [9] обосновывал в русле теории «авторитарной личности». Он считает, что стереотип - атрибут сознания авторитарной нетворческой, этноцентрической личности, одержимой ощущением жесткого различия между своей группой и внешними группами.

Стереотипы представляют собой определенные представления или образы, которые передают, отражают тот или иной объект (явление, факт, тип людей) в сжатой, выразительной форме и имеют широкое распространение в обществе в целом или в данной социальной среде. Стереотипы, привитые средой и закрепленные традицией, часто становятся проводником и обоснованием действия членов группы.

Таким образом, можно следующим образом суммировать важнейшие характеристики стереотипа.

  1.   Сущность (сокращенный, упрощенный и ценностно окрашенный образ действительности) стереотипа проявляется в том, что они укореняются в исторически-культурной основе общности, содержатся в ней чаще всего потаенно, потенциально. Их каждый раз оживляет общественно-политическая практика. Стереотипы отражают действительность, воспринимаемую чувственно, для них характерна эмоционально-оценочная окрашенность.
  2.              Генезис стереотипа выражается в многократной связи его символов с определенной категорией явлений, традиций.
  3.              Способ существования (в содержании сознания индивида, массовом сознании) состоит в том, что в первом приближении стереотип есть разновидность оценочного суждения, убеждения, представления. Как суждение, стереотип подлежит логической классификации, как убеждение, он изучается, скорее, с использованием психологических подходов.
  4.       Усвоение индивидом стереотипов происходит, прежде всего, в межгрупповых и внутригрупповых отношениях, в которых функционирует индивид. Контекст его проявления позволяет раскрыть (в абстрактном виде) некоторые свойства стереотипного суждения. Психологический контекст стереотипа отражает индивидуальную предрасположенность к восприятию стереотипных суждений.
  5.       Главная функция стереотипа вытекает из разделения и проявления в сфере общественного сознания понятий «мы - они». Стереотипы формируют чувство социальной и личностной идентичности, возникшей в результате функционирования оппозиции собственной группы (мы) группе чужой (они). Социальная функция стереотипа, состоящая в защите общепринятых обществом или группой ценностей или оценок, интернализация которых как обязательная социальная норма служит условием интеграции индивида с группой.

Литература

  1.      Агеев B. C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии, 1986. - № 1. - С. 95-101.
  2.      Агеев B. C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 239 с.
  3.      Крысько В. Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. – М. 1996. - 342 с.
  4.            Липпман У. Общественное мнение. - М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2004. - С. 128.
  5.            Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  6.            Психология. - М.: Политиздат, 1990. - С. 384.
  7.      Славская А. Н. Правовые представления российского общества // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - С. 75 - 92.
  8.            Ядов В. А. К вопросу о теории стереотипизации в социологии. - М., 1978. - С. 53.
  9.            Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. - М., 1975. – С. 89-105.
  10. Adorno T. W. and others. The authoritarian Personality / N-Y / London, 1950.




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru