Теоретические представления о национальных и этнических стереотипах в социальных науках и психологии |
Страница 2 из 2
Понятие «стереотип» введено У. Липпманом. В работе «Общественное мнение» [4] он охарактеризовал стереотип как «характерное явление обыденного сознания, основанное на стремлении человека в процессе познания окружающего мира подвести разнообразие мира под определенные категории и тем самым облегчить себе восприятие, понимание, оценку окружающих явлений». У. Липпман выделил следующие характеристики и свойства стереотипа [4]:
Вслед за У. Липпманом предложено значительное количество определений стереотипа. В зависимости от теоретической ориентации автора на первый план выдвигается тот или иной аспект этого социально-психологического явления. По мнению В. Дуааза, стереотипизация представляет собой процесс приписывания сходных характеристик различным членам одной и той же группы без достаточного осознания возможных различий между ними [2]. В. А. Ядов [8] считает, что, являясь продуктами социальной среды и социального восприятия, стереотипы как стандартизированные образы или представления о социальных объектах, обладают высокой устойчивостью. Эти социальные образы «содержатся в сознании людей и способны оказывать известное влияние на представления человека об окружающей действительности». Р. С. Немов определяет стереотип так: «Стереотип - это социально-психологическое явление, которое определяется как искаженное, неточное, обобщенно-иррациональное представление определенной категории людей о чем-либо, как искаженная система социальных установок, сложившаяся в данном обществе» [5, 240]. В. Г. Крысько и Э. А. Саракуев [3] полагают, что стереотип есть сокращенное, упрощенное и ценностно-окрашенное представление о действительности, функционирующее в общественном сознании. Стереотип формируется в сознании представителя социальной группы в результате многократно повторяемой связи неких символов с фиксируемой категорией явлений. Авторы утверждают, что национально-психологические особенности людей проявляются по механизму стереотипа, который формируется не на основе собственного опыта, а заимствуется готовым у той социальной (национальной) группы, к которой принадлежит субъект, причем для него не имеет значения достоверность стереотипа, он черпает в нем групповую оценку определенного явления и строит свое поведение в соответствии с этой оценкой. Стереотип обобщает похожие явления, соединяет их в единую категорию, сокращает до предельного минимума набор его отличительных характеристик - черт, которые либо присущи данному явлению, либо могли бы быть ему присущи. С точки зрения Д. В. Ольшанского: «Стереотип – стандартизированный, схематизированный, упрощенный, обычно эмоционально окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий лишь некоторые, в том числе и несущественные его черты» [цит. по 7, 87]. Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс дают следующее определение стереотипа: «Стереотип - когнитивный компонент группового антагонизма, представления об индивидуальных особенностях, характеризующих людей, которые принадлежат к конкретным группам или социальным категориям» [6, 86]. Т. Адорно [10] предложил теорию стереотипов с методологических позиций психоанализа. Согласно его подходу, стереотипы основаны на глубинных, неосознаваемых иррациональных источниках. По Т. Адорно, стереотип - это «приспособление для удобного видения вещей», это чрезвычайно устойчивый к изменению и всеобъемлющий механизм, который экономит время и энергию. Наряду с этим, он может искажать восприятие, так как игнорирует индивидуальные характеристики объектов. Особое внимание исследователь обращает на случаи, когда стереотипы выходят из-под контроля личности, «обезумевают», то есть «становятся совершенно независимыми от реальности». Концепцию стереотипов Т. Адорно [9] обосновывал в русле теории «авторитарной личности». Он считает, что стереотип - атрибут сознания авторитарной нетворческой, этноцентрической личности, одержимой ощущением жесткого различия между своей группой и внешними группами. Стереотипы представляют собой определенные представления или образы, которые передают, отражают тот или иной объект (явление, факт, тип людей) в сжатой, выразительной форме и имеют широкое распространение в обществе в целом или в данной социальной среде. Стереотипы, привитые средой и закрепленные традицией, часто становятся проводником и обоснованием действия членов группы. Таким образом, можно следующим образом суммировать важнейшие характеристики стереотипа.
Литература
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.