Страница 4 из 10
Радуйся отпущенному дню!Их настрой перекликается с мироощущением некрасовской героини и помогает образным словом эмоционально связать прошлое и настоящее. Это – «поэтическая увертюра» к продолжению нашего разговора, который, как мне хотелось надеяться, обретет на уроке свой важный мотив. Была ли Матрена счастлива?Тяжела бабья доля в крепостной России. Тем не менее, Матрену Тимофеевну «ославили счастливицей». Вопрос проблемный: «Так в чем же счастье этой крепостной крестьянки? Возможно, слово «ославили» говорит о неправдивости народного суждения? Считает ли она сама себя счастливой?» – обращаюсь с вопросом к классу. − Счастливой Матрену не назовешь, − говорят ученики. − Велики потери и утраты на ее жизненном пути, не оплачены унижения, очевидна несправедливость к ней, труженице. На их фоне подарки судьбы, вроде губернаторской поддержки или вынужденного превращения в главу семьи, не могут удовлетворить такую могучую натуру. Тем более что Матрена Тимофеевна мысленно объединяет свою несчастную судьбу с долей других российских баб и с болью заключает:«Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого!»
− Значит, эпитет «счастливица» воспринимается только как грустная ирония? – спрашиваю я. – Но ведь были же счастливые моменты в жизни Матрены…(Мне хочется побудить своих учеников к более глубоким раздумьям о смысле человеческого счастья.) − Конечно, − соглашаются мои воспитанники, − сама Матренушка называет такие счастливые моменты. Это «счастье в девках», непьющая семья, сватовство к ней Филиппа. Была забота и любовь родителей, были веселые времена с суженым. Как немного надо было ей для ее счастья! − замечают мои собеседники. Но разговор снова приобретает грустный характер. Ученики подмечают, что под горькие обрядовые народные песни идет замуж невеста. − Что изменилось в судьбе Матрены после замужества? Почему как ад воспринимается ею новая жизнь? Ученики говорят о том, что в «большущей» семье мужа жизнь Матрены проходит в трудах, в дрязгах, склоках домочадцев, ею помыкают, ее попрекают – и не мил белый свет. Но ведь у всех так же… «Чай, певали вы? Чай, вы знаете?»
И опять по аналогии вспоминается судьба снохи Кабановой из «Грозы». Мудрено не вспомнить. Слишком очевидна параллель. Возвращает нас к Некрасову романс на его слова − «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»), который я предлагаю учащимся прослушать. И вновь о том же, с болью, - о безрадостном будущем, ожидающем молодую девушку. − Скажите, ребята, − обращаюсь я к задумавшимся ученикам, − любила ли Матрена работать, находила ли радость в труде? − Да, − отвечают ученики. – «И добрая работница и петь-плясать охотница» была она смолоду, потому что приучена к этому родителями лет с пяти. Работала со вкусом, споро, любовно, с песней, с весельем. − Почему же теперь, в семье мужа, труд не приносит Матрене радости? − Потому что, − правильно подмечают учащиеся, − труд стал вдвойне подневольным, догляд – ехидным, предвзятым. И трудовая повинность стала временами называться ею «потугами лошадиными». Изнурительный труд от зари до зари – и ни одного доброго слова в поддержку, только злые попреки. Что же придает Матрене силы и радости в жизни?Ответ на этот вопрос не вызывает у моих учеников особых затруднений. Конечно, прежде всего – м а т е р и н с т в о!
|
Комментарии