Страница 6 из 10
Вдумчиво и серьезно звучат ответы-версии: − Потому что стыдно перед матерью за надругательство над сыном, за предательство его учеников. − Потому что жутко видеть это неизбывное горе. − Потому что не найти слов, способных его выразить. Кому-то из учеников приходят на память некрасовские строчки из «Орины, матери солдатской»: Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная.
Они– «возвращение» нашей некрасовской темы. В унисон этому звучит горькая мелодия народной песни на стихи Н.А.Некрасова «Меж высоких хлебов затерялося небогатое наше село». (Достаточно одного куплета.) − Нет ничего в мире страшнее трагедии матери, теряющей ребенка, − говорю я. – Неописуемо оно. Тем не менее «печальник горя народного» Некрасов находит слова, которые потрясают читателей. Некрасовская героиня, скупая на описание своих страданий, о потере сына говорит иначе: рассказ ее звучит долго, со многими подробностями о страшном событии, обостренно и надрывно. Ученики соглашаются со мной. Но все же на вопрос «Кто виноват в смерти Демушки?» отвечают, оставаясь еще под властью восприятия внешних, поверхностных фактов. Они отвечают не задумываясь: − Дедушка Савелий. И аргументируют: − Он сам говорит: «Мой грех − недоглядел». Потом идет на покаяние в Песочный монастырь. Матрена выплескивает на него оскорбительные слова и не может его видеть. Но стоит задать вопрос-напоминание: «А сколько лет Савелию?» − и выдвигается другое предположение: −Виновница–свекровь. Она всегда недолюбливала сноху, и сей раз приказала:
«Оставь его у дедушки, Немного с ним нажнешь!»
Приходится выдвигать контраргумент: − А вы хотели бы, чтобы в небогатой крестьянской семье в страду смирились с нахлебницей? Тогда робко, сомневаясь, учащиеся спрашивают: − Сама Матрена виновата? Она же корила себя, мол, «с глазу неразумного младенца» спустила. Нет, с таким ответом и сами ученики не хотят смириться. Горе Матрены слишком велико, и нужно не иметь сердца, чтобы назвать ее виновницей смерти Демушки. Я помогаю отыскать истину наводящим вопросом: − История такой материнской трагедии – исключительное явление?
|
Комментарии