Страница 7 из 10
Искомая истина проясняется сразу. В классе звучат названия стихотворений Некрасова о детях, растущих по произволу судьбы или вообще гибнущих: «В полном разгаре страда деревенская…», «Она на поле барском жала…», «Орина, мать солдатская», «Еду ли ночью по улице темной», «Плач детей». А затем без труда синтезируется мысль: мать-труженица не защищена в существовавшей системе общественного производства и общественных отношений. А как раз – именно система эта порочна, именно она виновна и в трагедии Матрены Тимофеевны. «С женщин начинается народ / В женщине душа народа скрыта» − эти афористичные слова поэта Е.Евтушенко подводят нас от размышлений о судьбе некрасовской героини к выводу об ответственности общества перед женщиной-матерью. − Женщина – не просто начало жизни, − делают вывод школьники.− Ею движется вся жизнь – и ее настоящее, и ее будущее. Женщина самоотверженно трудится во благо продолжения жизни, она наполняет жизнь любовью, добром. Рассказ Некрасова о крестьянке Корчагиной – это высокий гимн непреходящим ценностям: материнству, любви и трудолюбию.Своеобычность изображения характера некрасовской героиниВнимание учащихся фиксирует важную, на мой взгляд, деталь. Столкнись в реальной жизни с такими бедами и трагедиями, которые сконцентрировались в судьбе Матрены Тимофеевны, говорят десятиклассники, − переживания возникнут удручающие, печальные, ужасающие. А воспринятые со страниц некрасовской поэмы, они вызывают наплыв иных эмоций: негодования и, в то же время, восхищения. Поясняю, что, во-первых, это наша читательская положительная реакция на целостное воссоздание художественного характера. Во-вторых, это заражаемость читателя мироощущением героини. Наблюдательные дети примечают, что нарисованный в основном от первого лица фон, на котором появляется героиня, поражает яркостью, сочностью, красочностью описания. Крестьянка Матрена чувствует связь с родной землей, упивается ее красой. Учеников поражает и эпизод из главы «Губернаторша». На сносях, обиженная несправедливой рекрутчиной кормильца-мужа, измотанная долгим бегом в губернский город, потрясенная зловещим сном о жути солдатского бытия, она и тогда не отчаивается: не ужас, а восторг вызывает у нее безлюдная снежная равнина. «Радостью так и взмывало грудь» ее от зимнего ветра, от звездного неба божьего, от «белой скатерти» земли. А уж о моментах трудового экстаза или победы в борьбе за справедливость – и говорить нечего. Весь мир расцветает и ликует в глазах влюбленной в жизнь и природу женщины. Хорошо, светло В мире божием, Хорошо, легко, Ясно на сердце.
И сама она в 38 лет – красива и стройна! И в простом сарафане она хороша, она привлекает взгляд той броской красотой славянки, так чудно воспетой поэтом в известном отрывке из поэмы «Мороз Красный Нос»: «Цветет красавица миру на диво!». Она и внешне и внутренне – некрасовский идеал женской красоты. Мы отмечаем, что Матрена сумела подчинить себе обстоятельства, закалилась в жизненных переделках. Ее жизненная философия – мудрость стоицизма: что было – то прошло. О чем рассказывать? О пожарах? Об эпидемиях? О домогательствах Ситникова? Плакаться на судьбу? Нет, это не в ее характере.
|
Комментарии