Удивить учеников пленительным классическим словом. (образ Матрены Корчагиной в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)


В тяжелом несчастье крестьянка менее всего думает о себе, не носится со своим горем. Никаких претензий к миру, никаких стенаний. Надежда – только на себя: «А нужды нет – дойду!»
Энергия сострадательной любви преображается в животворящую силу. Мысль о супруге-рекруте толкает Матрену на решительные действия. В этой заступнической решимости – еще один источник ее жизнестойкости.
− А сколько в ней тепла и охранительной участливости,− восхищаются ученики, − по отношению ко всему живому: к ласточке-касаточке, у которой сгорели птенчики, к коням, которые вывозят на рынок  собственный корм, к голодной волчице!
Я предлагаю учащимся подробнее рассмотреть главу «Волчица». Вспоминаем, что восьмилетнему сыну Матрены, Федотке, грозит наказание от взрослых односельчан за то, что он не сберег, а потом скормил щенной волчице овцу. К радости Матрены барин  переадресовал наказание матери мальчика. Можно избежать его. Но почему Матрена отвергает совет соседки: «А ты бы в ноги старосте»?
Абсолютно верно видят десятиклассники в этом ее поступке доказательство гордости героини, чувства собственного достоинства (как и у другой лирической героини – из стихотворения Некрасова «Вчерашний день часу в шестом…»).
− Тогда где же логика? – «провоцирую» я своих воспитанников. Ведь перед этим мы видели Матрену, умоляющую барина о заступничестве…
И опять правильно мыслят ученики: здесь-то  речь  идет не о ней самой, а о ребенке!
Но я стараюсь углубить ход мыслей учеников.
−  Значит, что же – ею, так самозабвенно бросившейся на защиту пастушка, руководит слепая материнская любовь?
Разумеется, − утверждают ученики. Тем более  что история с Демушкой подсказывает ей: «Прими побои, лишние»…
− Других мотивов вы не видите?
− Нет.
Попробуем иначе подойти к ситуации.
− Допустим, − говорю я, − что Федотка совершил нечто предосудительное. Поведение Матрены было бы таким же?
Мнения учеников разделяются. Одни считают, что она «с ног Силантия – старосту … сбила невзначай» (аргументирующий произносит иронично слово «невзначай»), еще не зная сути конфликта. Другие улавливают нюанс: узнав, что ее малыш пожалел голодную волчицу-мать (и эта деталь подчеркнута в ее рассказе), крестьянка отправляет сына домой, не желая, чтобы он даже видел, как накажут ее. «Смотри, коли оглянешься,Я осержусь… Иди!»−напутствует Матрена Федотку.
− Простая женщина, а как мудро и бережно лелеет она искорки доброты в ребячьем сердечке, − замечают дети.
 И я согласна с этой, последней трактовкой. Для пущей убедительности проверим, а не преувеличиваем ли мы: может быть, эпизод с волчицей и не был замечен потрясенной женщиной?



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии  

 
0 #1 Антон 06.05.2014 14:50
Отличная статья!
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Удивить учеников пленительным классическим словом. (образ Матрены Корчагиной в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru