Воспитательный аспект в процессе обучения студентов |
Страница 1 из 2 Овчаренков Эдуард Августович, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат технических наук, г.Пенза Известно, что процесс обучения и воспитания неразделим, т.е. обучая воспитываем, а воспитывая обучаем. Основная цель педагогической деятельности – это передача профессиональных знаний и воспитание студентов [1]. Поскольку главную роль в обучении студентов в ВУЗе играет преподаватель, то он и является главным воспитателем в стенах ВУЗа. Хочу обосновать данное утверждение и показать это на собственном 40 летнем педагогическом опыте. На самом первом занятии по любой изучаемой дисциплине с любой группой автор начинает с представления себя. Рассказывает свой жизненный путь, свою 32-х летнюю армейскую службу, что вызывает неподдельный интерес у студентов, особенно у ребят. Далее знакомится с каждым студентом (по списочному составу групп), доводит основные требования устава ВУЗа, такие как: − верхняя одежда студентов сдается в гардероб; − мобильные телефоны во время занятия должны быть выключены; − на плановые занятия не опаздывать; − мебель, оборудование не портить; − при посещении аудиторий начальниками приветствовать их вставанием. Соблюдение этих требований преподаватель постоянно контролирует. Первые два-три занятия приходится студентов, явившихся в верхней одежде, отправлять в гардероб, а не подчинившихся этим требованиям – не допускать к занятиям. На последующие занятия студенты приходят без верхней одежды. Естественно, если в аудитории низкая температура (а это иногда случается), то им разрешается находиться в верхней одежде, во избежание переохлаждения и простудных заболеваний. В этом проявляется и элемент заботы о студентах (их здоровье). По поводу необходимости сдавать верхнюю одежду в гардероб у студентов вопросов и возражений не возникает. Те студенты, которые пытаются пройти в учебные аудитории в верхней одежде, это, как правило, опаздывающие на занятия и потому не успевшие сдать ее в гардероб. А вот по поводу опозданий на занятия (особенно на первую пару) причин у студентов предостаточно. Это и стоянка транспорта в «пробках», и опоздание городского транспорта (вопреки графику движения), и плохие погодные условия, и даже такие причины как «не сработал будильник» и поэтому проспал и т.д. На эти причины даю такие контраргументы. Во-первых, вставать необходимо раньше (не в 7 часов утра, как утверждают студенты), чтобы спокойно успеть к началу занятий в 8:30. Ссылаюсь на собственный опыт (личный пример). Добираюсь тем же общественным транспортом с дальнего района города, вставая в 5:00 утра и за 30-40 минут до начала занятий нахожусь уже в преподавательской. За все годы преподавания в ВУЗах автор ни разу не опоздал на занятия. Случалось, что опаздывал троллейбус, тогда добирался другими маршрутами с пересадками и успевал к началу занятий. Когда автор спрашивал студентов: «Опаздываете вы на поезд или самолет?» Ответ был: «Нет». Так почему же можно опаздывать на занятия? Дело значит в ответственности и организованности. Глядя на меня, студенты быстро самоорганизовываютсяи не позволяют опаздывать на занятия, как на первую пару, так и на последующую. Эта требовательность со стороны преподавателя вырабатывает у студентов дисциплинированность, учит их ценить время, повышает успеваемость. «Любители» опаздывать – мешают проводить занятия, т.к. отвлекают преподавателя, студентов (начинают усаживаться, поднимая зачастую других, спрашивают, на чем закончили и т.п.). Помимо этого опоздавший, хочет он этого или нет, своим появлением вызывает неуважение к другим, теряет свою скромность. Отдельные студенты пытаются пронести в аудиторию емкости с водой, молочными продуктами, другую еду. Это пресекается, т. к. запрещается употреблять пищу в аудиториях. Для этого есть отведенные места: столовая, буфеты. Употребление жевательных резинок во время занятий мною пресекается, не только по бескультурным соображениям, а и потому, что остатки жвачек часто прикрепляются к мебели. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.