Особенности зрительного восприятия нелинейной архитектуры

Теоретики современной архитектуры утверждают, что стремление к необычной, новой форме, отрекающейся от традиционной  геометрии четких вертикалей и горизонталей, является не просто желанием испытать современные возможности 3D моделирования, но и попытаться воплотить их в жизнь с помощью новейших строительных технологий. Такие изменения в архитектурном формообразовании результат философского осознания того, что весь окружающий нас мир это живая динамичная непрерывно изменяющаяся система, и что именно так должна развиваться и архитектура.

Современная нелинейная архитектура − это искусство эпатажа, как и все современное искусство. Как пишет Ч.Дженкс «возник принципиально новый тип здания, который повлечет за собой отказ от многих прежних стереотипов − «Здание-достопримеча­тельность»»[1]. Это, несомненно, является важным аспектом при изучении зрительных качеств нелинейной архитектуры. Такие здания перенимают на себя роль доминанты, не только ввиду необычности, но и по ряду композиционных признаков. Обычно они имеют крупный масштаб всего здания, и крупный масштаб членения его составных частей. С точки зрения функционального наполнения, чаще всего это крупные общественные комплексы зрелищного, или торгово-развлекательного  направления.  Кроме того, роль «здания-достопримечательности» вызывает дополнительный общественный интерес. Это обеспечивает доминирующее положение с точки зрения социального значения. При этом в зоне их влияния привычные представления о пространстве, об обыденной архитектурной среде как бы отходят на второй план. Нелинейные пространства обеспечивают не только физическое, но и эмоциональное путешествие сквозь архитектуру. Бесконечное количество новых ракурсов и динамика внутреннего и внешнего пространств, удивляют  и восхищают. На смену декоративным решением фасадов, симметрии, стабильности и устойчивости объекта, приходят неожиданные решения, пугающие энергетическим порывом, непредсказуемостью.

Новейшие формы нелинейных зданий, становятся знаком современной науки и современного общества. Они являются наглядным символом развития, стремления к новому, то есть выражают идеи популярные для нынешней культуры.

Для дигитальной архитектуры поверхность является ключевым аспектом в организации любой криволинейной формы. Такая архитектура оперирует другими художественными образами, отличными от устойчивых пространственных моделей, в которых уютно и комфортно человеку.  Взамен архитектура нелинейности предлагает концепцию непрерывно перетекающего пространства, которая будоражит своими необычными формами, бесконечными поверхностями, отсутствием границ. Пластическая разнообразность дигитальных форм, непривычных человеку, рождает сотни уникальных визуальных кадров, которые сложно сопоставить в целостную картину. Здания, построенные по принципу нелинейности, не поддаются полному пониманию, они практически не познаваемы.

Можно провести аналогию между принципами восприятия нелинейной архитектуры и восприятием архитектурной среды средневековья, опираясь на концепции А.В.Иконникова о «визуальном мире» и «визуальном поле». «Визуальный мир» по Иконникову − это представление о целостной трехмерной форме объекта, который постепенно раскрывается в процессе его познания. «Визуальное поле» основывается на конкретной информации, которая воспринимается с определенной позиции. Когда в обществе преобладает мировоззрение «визуального мира» восприятие объекта происходит из разрозненных кадров, которые можно смонтировать в определенный коллаж, но вот создать полноценную трехмерную модель (построить макет, если угодно) очень сложно. Так и сейчас при непосредственном восприятии нелинейного объекта, даже в процессе передвижения по нему, сложно представить его в полном объеме, (исключение составляют виды с высоты, в которых есть возможность действительно увидеть здание целиком).    Сложные закономерности, которые лежат в основе построения зданий обладающих свойствами нелинейности далеко не всегда можно различить в их внешнем облике. Примером тому может служить здание Еврейской школы в Берлине архитектора Цви Хекера. Как указывает И.А.Добрицина, в основу принципиальной концепции здания положены ряд узнаваемых метафор: «коридоры-змеи, лестницы-горы, комнаты в форме рыбы». В целое эти элементы соединяются как лепестки  подсолнуха, также в здании присутствует еще два типа структур − геометрия строгой сетки и геометрия концентрических кругов. Всю эту сложную гармонию можно увидеть только с вертолета. В реальной обыденной ситуации посетитель видит некое число объемов, разнообразных по размеру и форме, в сложном порядке сочетающихся  друг с другом. Сложная объемная форма только угадывается в этих кадрах. В соответствии с современными философскими концепциями бесконечного развития и изменения архитектура уходит от четкого прочтения объекта. Его композиция не поддается рациональному познанию, архитектурный объект предлагается воспринимать интуитивно, чувственно, как некий феномен.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Особенности зрительного восприятия нелинейной архитектуры
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru