Анализ композиции как основной прием интерпретации стихотворения в старших классах школы

Иванова Виктория Валентиновна / Ivanova Viktorija Valentinovna – студент;

Терновик Анна Александровна / Ternovik Anna Aleksandrovna –студент;

Нуруллаев Алекс Давлатович / Nurullaev Aleks Davlatovich – студент,

 филологический факультет,

 Лесосибирский педагогический институт – филиала Сибирского федерального университета, г. Лесосибирск

Аннотация: в статье определяются основные пути интерпретации стихотворения в старших классах школы. На основе анализа его композиции и художественных тропов характеризуется лирический герой, выявляется авторская позиция поэта.

Ключевые слова: стихотворение, композиция, лирический герой, синтаксические конструкции, поэтические повторы, контекстуальные связи.

Уроки литературного краеведения позволяют учащимся соприкоснуться с творчеством писателей и поэтов, отражающих художественную самоидентификацию народов, населяющих малую родину [3], воплощающих близкие школьникам ценностные ориентиры [2]. Изучение лирики поэтов родного края способствует стремлению старшеклассников «использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов», «понимать душевное состояние» лирического героя, что соответствует общим требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования [5]. Лирические произведения, как правило, имеющие небольшой объем, позволяют старшеклассникам отмечать особенности образов и деталей отдельных частей стихотворения, не упуская из виду его целостности [1]. При изучении литературы Красноярского края на занятиях кружка школьники выбрали для интерпретации стихотворения известного сибирского поэта А. Кобенкова (1948-2006 гг.). Наибольший интерес своей простотой и образной концентраций вызвало стихотворение, начинающееся со своеобразного пожелания-заклинания: «Надо долго-долго жить».

В этом стихотворении использованы лексические повторы («долго-долго»), анафоры («Надо…»), повторы синтаксических конструкций («надо…, чтоб…») и др.

Тема этого стихотворения – размышления лирического героя о смысле жизни, о чем, по мнению старшеклассников, свидетельствуют начала строф: «Надо долго-долго жить:// Чтобы…»

В стихотворении нам дается содержательно – фактуальная информация, в которой акцентируются образы основной ситуации, вызвавшей размышления героя: ботинки, куртки, рубашки.

Определение времени человеческой жизни в строчке «долго-долго жить», реализуется через вещный мир: «сто ботинок», «пару курток», «сто рубах». Построение образной системы идет от верхней одежды к исподнему: лирический герой размышляет о двух сферах жизни человека: внешней и внутренней. Концепт обуви содержит указание на след, следование, наследство, актуализируя мотив связи поколений, родовых корней.

Образ рубахи указывает внутреннюю сферу жизни, связанную с самопознанием человека, с осмыслением его собственных чувств.

В третьей строфе герой сосредоточен на себе. Он хочет, чтобы под его рубахами было «сто птах», под которыми мы понимаем, способность сердца эмоционально отзываться на радость и горе мира, потому что возглас «Ах!», можно соотнести, как с радостью, восхищением лирического героя, так и с его горестью и печалью.

На наш взгляд, основные образы этого стихотворения имеют многочисленные контекстуальные связи, которые определяются культурным опытом читателя. Так, образы «ботинок» вызвали у старшеклассников ассоциации с героиней сказки «Финист - ясный сокол», которая износила три пары башмаков, чтобы обрести свое счастье.

Как видим, образ птицы («птахи») указывает на то, что счастье человеческое, не может быть легко достигнуто. Таков же и образ рубах, который можно воспринять как указание на то, что человек сам не всегда понимает причины своей радости и огорчения, ему иногда сложно осознать, с чем связано то или иное его чувство («Ах!»).

В результате анализа стихотворения у учащихся возникает четкое понимание того, что осознание себя в мире человек уподобляет движению по мировому древу (низ, середина, верх).

Так, интерпретация стихотворения А. Кобенкова «Надо долго-долго жить» позволила школьникам выявить многоаспектность художественного образа, осознать сочетание перспективного и ретроспективного прочтения текста как путь к пониманию его идеи. В завершении занятия школьники пришли к выводу, что в этом стихотворении лирический герой утверждает многогранность мира как важнейшее условие самопознания человека, процесса, который не может никогда быть завершен.

Литература

1. Бахор Т.А. Анализ частей речи как способ постижения художественного мира стихотворения (методические рекомендации к изучению лирики в школе)// Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – Красноярск. – 2010. – Т.1.– №1.– С. 356-359.

2. Бахор Т.А. Изучение поэзии Красноярского края XX века.// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.– 2011.– №8. – С.80-81.

3. Бахор Т.А. Мотив-образ зимы в лирике Красноярских поэтов // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. – Красноярск.– 2012.– Т.3.– №3.– С. 111-113.

4. Суворова П.Е. Конструирование культурных миров и языковая картина мира.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.– 2008.– № 78.– С. 143-154.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - М., 2012.

 



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Анализ композиции как основной прием интерпретации стихотворения в старших классах школы
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru