Формирование дисциплинарной ответственности у подростков с отклоняющимся поведением

Из рис.1 видно, что большинство учащихся 8-х и 9-х классов с отклоняющимся поведением (40%) понимают под  понятием «дисциплинарная ответственность» − «правила поведения в социуме». По их мнению, эти правила выражаются в «требовательности родителей». Таким образом, данная группа учащихся отождествляют понятие «дисциплинарная ответственность» с термином «дисциплина».   

Другая группа старшеклассников (20%) объясняют рассматриваемое в исследовании понятие как «качество, включающее в себя взаимоуважение, терпеливость, исполнительность и воспитанность», что свидетельствует о комплексном его характере. Они также отмечают, что данное качество «должны прививать человеку в детстве родители и сам человек должен его в себе воспитывать» (рис.1).

Как представлено на рис.1, равное количество респондентов (по 15%)  характеризуют понятие «дисциплинарная ответственность» как «порядок в действиях человека» и как «ответственность за свои поступки». Эти  группы учащихся связывают рассматриваемое понятие с самоконтролем, называя его «вопросом чести и совести человека».

Исследуемое понятие небольшая доля подростков (10%) трактует как «средство достижения успеха в деятельности человека». Данная группа респондентов, по нашему мнению, признает значимость дисциплинарной ответственности в жизни каждого (рис.1).

Таким образом, анализ  представлений учащихся 8-х и 9-х классов с отклоняющимся поведением в СОШ о дисциплинарной ответственности, отраженный  в рис.1,  позволяет сделать вывод о понимании испытуемыми данного понятия с разных точек зрения, но при этом большинство подростков с отклоняющимся поведением не соблюдают нормы и правила поведения в школе. Это можно объяснить тем, что в средней общеобразовательной школе не уделяется должного внимания рассмотрению и объяснению учащимся исследуемой дефиниции.

Система мероприятий нашего исследования ориентирована на учащихся 8-х и 9-х классов с отклоняющимся поведением средней общеобразовательной школы в возрасте от 14 до 16 лет.

Цель системы: организация целенаправленной работы по формированию дисциплинарной ответственности у подростков с отклоняющимся поведением.

В систему мероприятий были включены такие групповые  методы деятельности как:

      − тренинг (англ. training – дрессировка, обучение) – «обучение по заранее составленной методике, сконцентрированное на формировании определенных умений и навыков» [2,с.11];

      −дискуссия (лат. discussio – рассмотрение, исследование) – «организуемый обмен мнениями, в котором учащиеся отстаивают субъективные точки зрения по изучаемому вопросу» [3,с.86];

      −  анализ проблемных ситуаций;

      −  игры – «формы деятельности, имитирующие ситуации из реальной жизни»[2,с.116];

      −  КТД (коллективное творческое дело).

Выбор данных методов деятельности осуществлялся с учетом возрастных особенностей респондентов.

На основе полученных данных и с учетом теоретического анализа проблемы исследования предлагаем следующие практические рекомендации по повышению уровня сформированности дисциплинарной ответственности у подростков с отклоняющимся поведением:



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Формирование дисциплинарной ответственности у подростков с отклоняющимся поведением
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru