Формирование дисциплинарной ответственности у подростков с отклоняющимся поведением |
Страница 3 из 4
Из рис.1 видно, что большинство учащихся 8-х и 9-х классов с отклоняющимся поведением (40%) понимают под понятием «дисциплинарная ответственность» − «правила поведения в социуме». По их мнению, эти правила выражаются в «требовательности родителей». Таким образом, данная группа учащихся отождествляют понятие «дисциплинарная ответственность» с термином «дисциплина». Другая группа старшеклассников (20%) объясняют рассматриваемое в исследовании понятие как «качество, включающее в себя взаимоуважение, терпеливость, исполнительность и воспитанность», что свидетельствует о комплексном его характере. Они также отмечают, что данное качество «должны прививать человеку в детстве родители и сам человек должен его в себе воспитывать» (рис.1). Как представлено на рис.1, равное количество респондентов (по 15%) характеризуют понятие «дисциплинарная ответственность» как «порядок в действиях человека» и как «ответственность за свои поступки». Эти группы учащихся связывают рассматриваемое понятие с самоконтролем, называя его «вопросом чести и совести человека». Исследуемое понятие небольшая доля подростков (10%) трактует как «средство достижения успеха в деятельности человека». Данная группа респондентов, по нашему мнению, признает значимость дисциплинарной ответственности в жизни каждого (рис.1). Таким образом, анализ представлений учащихся 8-х и 9-х классов с отклоняющимся поведением в СОШ о дисциплинарной ответственности, отраженный в рис.1, позволяет сделать вывод о понимании испытуемыми данного понятия с разных точек зрения, но при этом большинство подростков с отклоняющимся поведением не соблюдают нормы и правила поведения в школе. Это можно объяснить тем, что в средней общеобразовательной школе не уделяется должного внимания рассмотрению и объяснению учащимся исследуемой дефиниции. Система мероприятий нашего исследования ориентирована на учащихся 8-х и 9-х классов с отклоняющимся поведением средней общеобразовательной школы в возрасте от 14 до 16 лет. Цель системы: организация целенаправленной работы по формированию дисциплинарной ответственности у подростков с отклоняющимся поведением. В систему мероприятий были включены такие групповые методы деятельности как: − тренинг (англ. training – дрессировка, обучение) – «обучение по заранее составленной методике, сконцентрированное на формировании определенных умений и навыков» [2,с.11]; −дискуссия (лат. discussio – рассмотрение, исследование) – «организуемый обмен мнениями, в котором учащиеся отстаивают субъективные точки зрения по изучаемому вопросу» [3,с.86]; − анализ проблемных ситуаций; − игры – «формы деятельности, имитирующие ситуации из реальной жизни»[2,с.116]; − КТД (коллективное творческое дело). Выбор данных методов деятельности осуществлялся с учетом возрастных особенностей респондентов. На основе полученных данных и с учетом теоретического анализа проблемы исследования предлагаем следующие практические рекомендации по повышению уровня сформированности дисциплинарной ответственности у подростков с отклоняющимся поведением: |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.