Страница 2 из 4
Творческое задание представляет собой учебное задание, содержащее творческий компонент, для решения которого учащимся необходимо использовать знания и приемы или способы решения, никогда ими ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольший творческий потенциал содержат такие виды учебных заданий как сочинение, рисунок, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений. Такая деятельность приучает учащихся постоянно думать о заданиях, искать различные варианты их выполнения. Творческие работы требуют соответственного оформления. Так упражнение на использование глаголов повелительного наклонения можно превратить в красивые рецепты приготовления блюд. А собственные сказки ученики представляют в форме книжек. При изучении темы «Лексика» − учащиеся подготавливают словарики устаревших, профессиональных слов, словарики фразеологизмов. Дети очень любят рисовать. Созданные ими рисунки различны по исполнению и по степени самостоятельности, однако они убеждают в достаточно дифференцированном и глубоком восприятии текста. Уроки на вольную тему предусматривают для обучающихся самостоятельный выбор темы. Дети рисуют не только иллюстрации. Интересен подход учащихся к созданию обложек прочитанных книг. При работе над описанием памятника (урок русского языка) учащиеся представляют эскизы памятников литературным героям: В.Теркину, князю Олегу и т.д. Анализируя творческий потенциал детей, можно сделать вывод, что подобная деятельность становится для многих учеников основой самоопределения. Учащимся нравится свободное сочинительство – пиши, что хочешь. Интересны формы: «Мой дневник» − пиши о том, что сейчас переживаешь, что очень волнует; «Фантазия – картина» − опиши словами картину, которой нет, которую видишь в своем воображении. Если написанное будет выразительно, слова могут воплотиться в рисунок, сценарий мультфильма по выполненным рисункам, музыкальное сочинение. 1-й вариант – опиши образы, которые возникают в твоем воображении под впечатлением прослушанного отрывка музыкального произведения. 2-й вариант – воспроизведи фрагмент из фильма, спектакля, сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка. Наиболее существенной оказалась динамика развития таких творческих умений, как умение исследовать объект, умение выдвигать собственную гипотезу и степень выраженности личного «Я» автора в работе. Поэтому часто перед обучающимися ставится проблема или создается проблемная ситуация. Этот метод организации учебной деятельности довольно хорошо известен. Суть его заключается в представлении учебного материала урока в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащихся сильную мотивацию. «Нужна ли поэзия в наш технократический век?» или «Что может произойти с людьми, которые не любят читать?» Обучающиеся вовлечены в проектную деятельность. Иногда для такой деятельности избирается только одна тема. Школьники сами решают, какой аспект для исследования им определить для себя. Метод проектов предполагает «погружение» в проект. Затем необходимо составить план деятельности. После осуществления деятельности происходит презентация результатов. Например, для учащихся может быть предложена тема «В чем особенности русского фольклора?» Цель: посмотреть, как функционируют жанры. Задача: определиться с традиционными жанрами (какие существуют), выяснить, почему отмирают жанры (былина, народная сказка), как функционирует жанр частушки. Способы: воспользоваться литературой, провести фольклорную экспедицию. Данный творческий проект предполагает соответственное оформление: сборник частушек, альбом, музыкальное сопровождение.
|