Информирование населения как один из методов предупреждения причинения вреда

Подкорытов Н.С.
Подкорытов Никита Сергеевич / Podkorytov Nikita Sergeyevich - кафедра гражданского права, аспирант
Российская правовая академия министерства юстиции Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье проанализирован один из методов предупреждения причинения вреда, направленный на безопасность населения и окружающей среды.

Abstract: the article analyzes some methods which are directed to prevention from trespass.

Ключевые слова: информационные услуги, информация.

Keywords:informationservice, information.

В современном мире информация служит не только инструментом развития техники и человечества, но также элементом защиты населения от негативных факторов и последствий эксплуатации источников повышенной опасности. Для раскрытия одного из методов предупреждения причинения вреда, автор считает необходимым дать разъяснения в рамках гражданско-правового института понятиям «предупреждение причинения вреда» и «метод правового регулирования» в контексте теории государства и права.

Предупреждение причинения вреда. «В силу обязательства, возникшего из опасности причинения вреда в будущем, в том числе вследствие эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, лицо, которое ее осуществляет или намерено осуществлять (возможный причинитель вреда), обязано приостановить или прекратить соответствующую деятельность, а лица, для которых существует опасность причинения им вреда в будущем, вправе требовать через суд приостановления или прекращения указанной деятельности». Из вышеуказанной цитаты можно сделать вывод, что предупреждение причинения вреда является одним из видов гражданских правоотношений и относится к внедоговорным обязательствам. Ключевым и связующим звеном между субъектом и объектом данного вида гражданских правоотношений является «причинение вреда в будущем».

Метод правового регулирования – это совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения.

Итак, после того как мы раскрыли понятия предупреждения причинения вреда и метода правого регулирования, мы должны дать определение понятию «информирование населения».

Информирование населения – это механизм в виде совокупности строго выстроенных в единую структурированную систему юридических процедур, целью которых является предоставление информации субъектам права.

Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что информирование населения включает в себя множество процедур. Автор выявил для себя некоторые из них, а именно:

1. предоставление результатов внеплановых проверок и экспертиз;

2. предоставление сведений о свойствах опасных веществ выпускаемых источником повышенной опасности;

3. предоставление населению информации о лицензиях, сертификатов, внутренних документов.

1. Предоставление результатов проверок и экологических экспертиз. «Проверка − это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля мероприятий в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя по контролю и оценке соответствия осуществляемой ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) к обязательным требованиям, установленным муниципальными правовыми актами».

«Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и/(или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду».

Необходимо обязать юридические лица и органы публичной власти предоставлять данную информацию физическим лицам. Опубликование результатов внеплановой проверки, экологических экспертиз, а также иных видов экспертиз (налоговой, противопожарной и т.д.), доведение до всеобщего сведения физических лиц путем обыкновенной рассылки писем о проведении внеплановой и плановой проверки, а также экспертиз, как юридическими лицам, так и органам публичной власти позволит физическим лицам обеспечить свою безопасность и более тщательно следить за тем, чтобы владелец источника повышенной опасности соблюдал закон, а также подготовиться к защите от возможных опасностей и обратиться с иском в суд.

2. Предоставление сведений о свойствах опасных веществ выпускаемых источником повышенной опасности. Данная юридическая процедура направлена на то чтобы физические лица знали о свойствах выпускаемой продукции являющейся источником повышенной опасности, влиянии продукта источника повышенной опасности на организм человека, о том какие условия должны быть выполнены в источнике повышенной опасности для того, чтобы не допустить эскалации причинения вреда и выполнение необходимых нормативов – «нормативы допустимых физических воздействий, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды». Нарушение данных нормативов также может служить основанием возникновения опасности наступления вреда в будущем и запрете соответствующей деятельности, данную процедуру должны как юридические владельцы источником повышенной опасности, так и органы публичной власти.

3. Предоставление населению информации о лицензиях, сертификатах, внутренних документах. Эта юридическая процедура наиболее актуальна на сегодняшний день, в условиях коррупции, нередко проводится незаконная деятельность источников повышенной опасности или фальсификация документов. Физические лица путем проверок наличия и достоверности документов, могут самостоятельно себя защитить, получив необходимую информацию. Данная процедура также будет способствовать защите людей и окружающей среды, отсутствие данных документов и их фальсификация позволят физическим лицам сделать вывод об опасности эксплуатации предприятия и, следовательно, обратиться в суд. Согласно данной процедуре юридические лица владельцы источника повышенной опасности должны в свободном доступе предоставлять всем обратившимся необходимые документы, а также предоставлять их для проведения экспертизы.

Подобную аналогию также можно найти и в экологическом праве.

«Экологическая информация – это любые документированные и недокументированные открытые сведения о состоявшемся, длящемся и потенциальном воздействии на окружающую среду, угрозе жизни и (или) здоровью граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан, а также о состоянии окружающей среды (в том числе и прогнозном) на территории РФ, мерах, принимаемых по ее охране, и об осуществлении правосудия но делам о нарушении экологического законодательства.

Элементы экологической информации.

Элементами экологической информации являются следующие сведения:

 − о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;

 − о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также террористических актах, повлекших негативное изменение состояния окружающей среды; деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим экологические права граждан;

− о деятельности граждан, затрагивающей экологические интересы как государства в целом, так и его структурных субъектов (например, субъектов РФ, муниципальных образований), интересы граждан;

− о контроле за соблюдением нормативов, стандартов, а также лицензированием и сертификацией товаров, работ и услуг;

− о экологических правонарушениях, преступлениях и мерах по их пресечению и расследованию;

− о прогнозах возникновения либо дальнейшего развития экологически неблагоприятных ситуаций (например, экологических катастроф).

 Однако данная отрасль права касается экологической ситуации в целом, а именно охраны окружающей среды и в большей степени направлена на получение информации от государства. В настоящей же статье, автор призывает юридических лиц владельцев источника повышенной опасности самим осуществлять информирование населения о деятельности своего источника повышенной опасности, а также проводить необходимые консультативные работы.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что список юридических процедур входящих в механизм информирования населения не полон, необходимо обязать юридические лица и органы публичной власти выполнять данные процедуры бесплатно, и при каждом строительстве и эксплуатации источника повышенной опасности предоставлять необходимые сведения и доводить их до разъяснения физическим лицам. Также необходимо закрепить, что отсутствие выполнения указанных процедур создаст ситуацию, при которой государство и муниципальные образования в случае возникновения вреда станут солидарными ответчиками, так как государство и муниципальные образования будут обязаны проводить надлежащий контроль за выполнением таких юридических процедур как:

1. предоставление результатов внеплановых проверок и экологических экспертиз юридическими лицами владельцами источником повышенной опасности;

2. Предоставление населению информации о лицензиях, сертификатов, внутренних документов юридическими лицами владельцами источником повышенной опасности.

Литература

  1.  Гражданское Право под. Редакцией Суханов Е.А. 3-е изд., перераб. и доп. М. Том 2;
  2.  Теория государства и права Рассолов М.М., ISBN: 978-5-9916-0130-6, Год издания: 2009, Издательство Юрайт;
  3.  Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч.1);
  4.  Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об экологической экспертизе» «Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, N 48;
  5.  Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» / «Российская газета» от 12 января 2002 г. N 6;
  6.  Экологическое право: учебник / под ред. С.А.Боголюбова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011;
  7.  Обеспечение доступа граждан к экологической информации как правовое средство профилактики нарушений законодательства об охране окружающей среды (на примере Франции) (Сосновский В.В.) («Экологическое право», 2012, N 2).


Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Информирование населения как один из методов предупреждения причинения вреда
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru