Исполнение по делам о взыскании алиментов

Вместе с тем следует учитывать, что Закон об исполнительном производстве с 1 февраля 2008 г. устанавливает дополнительную возможность взыскания алиментов, минуя службу судебных приставов. Для этого взыскатель самостоятельно может направить исполнительный документ, предусматривающий взыскание алиментов в качестве периодических платежей (судебный приказ, исполнительный лист, соглашение об уплате алиментов) в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи (ч.1 ст.9 Закона об исполнительном производстве). Такая возможность отсутствует применительно к тем исполнительным документам, которые предусматривают, к примеру, на основании ст. 118 Семейного кодекса РФ единовременную выплату алиментов, предоставление определенного имущества в счет алиментов или иным образом, не предусматривающим их уплату в качестве периодических платежей. В этом качестве может выступать предприятие или учреждение, в котором работает должник, работодатель – физическое лицо, учебное заведение, органы социального обеспечения и т. д.

Приведенный выше порядок не предполагает возбуждения исполнительного производства, что, с одной стороны, позволяет избежать обращения к судебному приставу-исполнителю, но с другой - приводит к невозможности применения к такой организации мер ответственности в виде административного штрафа в случаях виновного невыполнения требований исполнительного документа (например, при неперечислении работодателем денежных средств в счет уплаты алиментов).

В то же время у взыскателя остается право исходя из ст. 118 Закона об исполнительном производстве предъявить к такой организации или лицу, выплачивающим должнику периодические платежи, иск о взыскании денежной суммы, удержанной с должника, но не перечисленной взыскателю по их вине. Таким образом, выбор остается за взыскателем.

Однако более традиционным способом взыскания алиментов остается обращение в службу судебных приставов.

Начальным этапом принудительного взыскания алиментов является возбуждение исполнительного производства. Согласно ст. 9 Закона об исполнительном производстве к исполнительному документу взыскателем должно быть приложено заявление, в котором указываются:

1) реквизиты банковского счета, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства;

2) фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина (лица, указанного в качестве взыскателя в исполнительном документе). Если заявление подписывается представителем, то в нем дополнительно следует отразить сведения о документе, удостоверяющем его полномочия (серия, номер и дата выдачи доверенности), а также фамилию, имя, отчество и реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя.

Действующим законодательством установлено, что судебный пристав- исполнитель не вправе совершать никакие исполнительные действия до возбуждения исполнительного производства[4]. Для возбуждения исполнительного производства по общему правилу необходимо:

1) предъявление исполнительного документа;

2) подача заявления взыскателем;

3) вынесение судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства.

Согласно части 2 ст. 30 Закона об исполнительном производстве заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

Если взыскателю известны сведения об изменении должником фамилии в связи со вступлением в брак, места жительства или места работы, а также иные сведения (к примеру, о наличии у должника имущества) для повышения эффективности принудительного исполнения требований о взыскании алиментов, их также целесообразно указать в заявлении.

Исполнительный документ о взыскании алиментов вместе с подписанным заявлением предъявляется взыскателем в структурное подразделение территориального органа ФССП России: по месту жительства должника; по месту его работы; по месту нахождения его имущества. В том случае, если сведения о местонахождении должника, его имуществе отсутствуют, то документы могут быть предъявлены по месту жительства взыскателя (ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 33 Закона об исполнительном производстве).

Могут возникнуть обстоятельства, при которых взыскатель самостоятельно не может определить, в каком конкретно подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство. В этом случае он вправе направить исполнительный документ и заявление в Управление ФССП по конкретному субъекту Российской Федерации – главному судебному приставу субъекта Федерации. Последний направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в день их получения (ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Установлено, что судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов подлежат немедленному исполнению (ст. 211 ГПК РФ), на что в резолютивной части решения и, следовательно, в исполнительном листе должно содержаться обязательное указание. При поступлении исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, он без задержек передается судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства должно быть им принято в течение суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (ч. 10 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Отметим, что любое из его решений должно быть оформлено соответствующим постановлением судебного пристава-исполнителя (с. 14 Закона об исполнительном производстве).

Постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства должно в обязательном порядке содержать основание отказа со ссылкой на соответствующий пункт и статью Закона об исполнительном производстве. Перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, приведенный в ст. 31 указанного закона является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Судебный пристав-исполнитель обязан возбудить исполнительное производство о взыскании с должника денежной суммы, которая указана в исполнительном документе, независимо от того, погашена она в какой-либо части на момент возбуждения исполнительного производства или нет. В частности, на это указал в своем постановлении Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по заявлению областного государственного унитарного предприятия «Волгоградавтодор» о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов УФССП по Волгоградской области о возбуждении исполнительного производства и его отмене[5].

Таким образом, пристав при возбуждении исполнительного производства не обязан выяснять, имело место добровольное исполнение решения суда или еще нет. В то же время фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе в случае добровольного исполнения требований должником, является основанием для окончания исполнительного производства (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве). Об окончании исполнительного производства пристав выносит постановление (ч. 3 ст. 47 закона № 229-ФЗ) и делает в исполнительном листе отметку о его полном исполнении (ч. 2 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

После возбуждения исполнительного производства по взысканию алиментов судебный пристав-исполнитель не позднее первого рабочего дня принимает меры к установлению места жительства, работы, источников дохода должника и его имущества. В этих целях он направляет запросы в налоговый орган и отделение Пенсионного фонда РФ по месту регистрации должника, в адресное бюро органов внутренних дел.

Дополнительно должен быть осуществлен выход пристава по месту жительства должника, что, к сожалению, не всегда случается на практике[6].

Одновременно пристав направляет должнику требование о необходимости явиться к нему на прием для предоставления сведений о доходах, оплаченных квитанций, расписок и иных документов, подтверждающих оплату алиментов.

После установления места работы должника копия исполнительного документа направляется в соответствующую бухгалтерию для производства удержаний. К ней судебный пристав-исполнитель прилагает постановление об обращении взыскания на заработную плату должника организации, а также вынесенные постановления о взыскании исполнительского сбора и о взыскании расходов по совершению исполнительных действий. После этого на основании п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве пристав оканчивает исполнительное производство.

Однако это вовсе не означает, что судебный пристав далее не имеет никакого отношения к взысканию алиментов. Так, даже по оконченному исполнительному производству он вправе проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств, причем как по собственной инициативе, так и по заявлению взыскателя (ч. 8 ст. 47, п. 16 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве).

Следует подчеркнуть одно немаловажное обстоятельство: если должник работает в организации, расположенной на территории другого района, то исполнительный документ направляется в отдел службы судебных приставов по месту нахождения работодателя, где и возбуждается исполнительное производство. В подразделении же, направившем исполнительный документ, исполнительное производство соответственно оканчивается (п. 5 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

Одновременно с применением мер принудительного исполнения, для предоставления должнику возможности исполнить судебные решения о взыскании алиментов в добровольном порядке в рамках взаимодействия с органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации по вопросам содействия в трудоустройстве граждан-должников судебный пристав-исполнитель вручает должнику направление в центр занятости населения для постановки на учет в качестве безработного или трудоустройства.

Законом определена санкция за неявку по вызову судебного пристава- исполнителя. Так, если должник уклоняется от явки, он может быть подвергнут приводу. Об этом приставом должно быть вынесено соответствующее постановление, которое утверждается старшим судебным приставом (ч. 5 ст. 24 Закона об исполнительном производстве).

Если в результате всех принятых мер не будут установлены место жительства, место работы и (или) источники иных доходов, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске должника. Такое постановление может быть вынесено приставом как по своей инициативе, так и по инициативе взыскателя. В последнем случае взыскателю необходимо написать соответствующее заявление с просьбой произвести розыск должника.

Следует отметить, что на основании ст. 120 ГПК РФ розыск ответчика может быть объявлен и по определению судьи как на стадии подготовки дела, так и во время его судебного разбирательства.

В рамках исполнительного производства постановление о розыске должника выносится уже судебным приставом-исполнителем в соответствии со ст. 65 Закона об исполнительном производстве и должно быть утверждено старшим судебным приставом. С 1 января 2012 г. Федеральной службе судебных приставов переданы функции органов внутренних дел по розыску должников-граждан и детей. Для проведения розыскных мероприятий законодательно расширены полномочия судебных приставов-исполнителей. В частности, им предоставлено право запрашивать сведения из банка данных оперативно-справочной, розыскной информации, бюро кредитных историй, а в некоторых случаях на безвозмездной основе использовать возможности средств массовой информации. Для успешной реализации данных полномочий в декабре прошлого года ФССП России заключено соглашение с МВД России об информационном взаимодействии в электронном виде. Соглашение предоставило судебным приставам-исполнителям доступ к сведениям информационно-справочных и розыскных учетов, функционирующих на базе МВД России. В рамках розыскных мероприятий судебными приставами-исполнителями активно распространяются биометрические данные разыскиваемых лиц в местах массового скопления людей, их фотоизображения размещаются в средствах массовой информации, в сети Интернет[7].

Следует учитывать, что на время розыска должника-гражданина судебный пристав-исполнитель может приостановить исполнительное производство (п.2 ч.2 ст. 40 Закона об исполнительном производстве).

Если должник не скрывается, но имеет задолженность по алиментам и уклоняется от ее погашения, то к нему могут быть применены временные ограничения на выезд из Российской Федерации (ст. 67 Закона об исполнительном производстве).

По общему правилу, алименты присуждаются с момента обращения в суд. Однако, как сказано выше, в отдельных случаях они могут быть взысканы и за прошедший период.

Взыскание алиментов за прошедший период на основании исполнительного документа (исполнительный лист, судебный приказ или соглашение об уплате алиментов) производится в пределах 3-летнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного документа к взысканию.

Размер задолженности по алиментам на несовершеннолетних детей, установленным в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание не производилось. Если же должник в этот период не работал или судебный пристав-исполнитель не смог установить место его работы, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (ч. 3 ст. 102 Закона об исполнительном производстве).

Расчет задолженности должен быть определен судебным приставом- исполнителем в своем постановлении.

По достижении ребенком возраста совершеннолетия, вступлении его в брак до достижения возраста 18 лет или эмансипации (признание несовершеннолетнего полностью дееспособным) исполнительный документ (исполнительный лист или судебный приказ) возвращается в суд, его выдавший, а исполнительное производство оканчивается. Вместе с тем, если существует задолженность по алиментам, судебный пристав-исполнитель в этом случае не вправе оканчивать исполнительное производство и продолжает принимать все предусмотренные законом меры по ее взысканию.

Таким образом, существующий порядок взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей в целом отвечает требованиям приоритетности исполнения алиментных обязательств. Однако приходится констатировать довольно низкий уровень добровольной уплаты средств на содержание детей, что обусловливает, в свою очередь, особую роль Федеральной службы судебных приставов и судебного пристава-исполнителя в механизме обеспечения прав и законных интересов лиц, имеющих право на получение алиментов.

Список литературы

  1.                   Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16 (по сост. на 04.11.2014 г.).
  2.                 Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России от 19.06.2012 г. № 01-16) // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. № 8. 2012 (Методические рекомендации).
  3.                 Порядок исполнения судебного решения: обеспечение прав взыскателя и должника. Разработка темы, комментарии и разъяснения канд. юрид. наук А.Н. Береснева, В.А. Гуреева. М.: ЗАО «Библиотечка «РГ», 2012. 176 с.
  4.                 Левушкин А.Н. К вопросу об алиментах и последствиях невыполнения алиментных обязательств // Исполнительное право. 2011. № 2. С. 26-30.
  5.                 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.08.10 по делу № А12-4025/2010 // Документ опубликован не был. СПС КонсультантПлюс
  6.                 Гуреев В.А. Проблемы идентификации концептуальной модели развития Федеральной службы судебных приставов в Российской Федерации. М.: Статут, 2013. 408 с.
  7.                 Данилян М.А. Имущественная ответственность за неисполнение алиментных обязательств в пользу несовершеннолетних детей // Практика исполнительного производства. 2011. № 6. С. 38-41.
  8.                  Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31.08.10 по делу № А12-4025/2010 // Документ опубликован не был. СПС КонсультантПлюс. (дата обращения: 04.11.2014).




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Исполнение по делам о взыскании алиментов
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Исполнение по делам о взыскании алиментов