Как и чему учила сельская школа три поколения назад |
Страница 4 из 4
Интересно замечание автора воспоминаний об отсутствии звонков на уроки. Несмотря на довольно свободное времяпровождение учеников, дисциплина в школе поддерживалась всеми устоями деревенской жизни, уважением к личности учителя. «… Школа была для нас тем центром, возле которого протекала почти вся наша ученическая, детская жизнь. Здесь мы учились, здесь мы и играли. Ученики, что жили не в большом отдалении от училища, после приготовления уроков и окончания своих домашних дел, которые они делали в помощь родителям, приходили к школе, особенно в весенне-летнее время. Здесь мы упражнялись на гимнастике (в школе была хорошо оборудована гимнастика), здесь играли и в прятки, и в козны, и в чижика. Расходились уже в поздних сумерках. Иногда мы уходили встречать вечернее стадо в противоположный конец села, за околицу. Там собиралась большая группа: играли в горелки, в лапту [2]». Автор перечисляет ныне во многом забытые, исконно русские спортивно-массовые игры: козны, чижик, горелки, лапта. Описание правил этих игр можно отыскать при желании в Интернете, но в настоящее время необходимо найти энтузиастов для возвращения этих игр в быт школьной детворы. «… Школу я окончил за два года. Отец посадил меня во второе отделение, хотя я не знал арифметики. Но быстро выровнялся, догнал товарищей и через два года держал экзамены по окончании училища. Всего нас окончило 19 человек. На экзамен приезжал инспектор народных училищ. На диктовке мы писали текст басни, в которой говорилось, как бык с плугом тащился после трудов, а муха у него сидела на рогах. И только двое из 19 человек сделали по две незначительные ошибки. Вообще экзамены прошли очень хорошо. 1891 г. был холерный, но эта непрошенная гостья, холера, не очень сильно свирепствовала в селе, вероятно в силу той же изолированности села, отдаленности от проездных дорог. Мы в то лето всей семьей были дома. Как правило, папа каждого члена семьи заставлял после обеда выпить несколько капель соляной кислоты. Я не видел ни одного холерного больного. 1891/92 год был голодный. Тяжелый год. Много о нем осталось памяти и в литературе: и у Л.Н.Толстого, и у В.Г.Короленко и у др. писателей. Помню, в школе ученики питались в общем порядке и, если совсем не изменяет память, каша с молоком была питанием ребят. После уроков папа брал меня, и мы уходили на общественную раздачу продуктов питания. Население было поставлено на учет по степени нуждаемости. Были составлены списки, и ежедневно по этим спискам выдавалось: печеный ржаной хлеб, пшено и подсолнечное масло. Папа выдавал заготовленные пайки, я отмечал по спискам. Безусловно, можно бы значительно лучше и сытнее организовать в этот очень тяжкий год питание голодающего населения, если бы богачи-помещики, как, к примеру, граф Орлов-Давыдов [3], чьим поместьем и было село Натальино, выдели ли бы с достаточной щедростью средства, хлеб и продукты голодающим крестьянам». Несомненно, интересное воспоминание о положении дел во время холерного года в бедном селе Натальино. Учет населения по степени нуждаемости, общественная раздача продовольствия – отмеченные факты общественной жизни. Привлечение сельской интеллигенции к справедливому распределению продуктовых наборов показывает степень уважения крестьян к профессии школьного учителя. Литература
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.