Как и чему учила сельская школа три поколения назад

Интересно замечание автора воспоминаний об отсутствии звонков на уроки. Несмотря на довольно свободное времяпровождение учеников, дисциплина в школе поддерживалась всеми устоями деревенской жизни, уважением к личности учителя.

«… Школа была для нас тем центром, возле которого протекала почти вся наша ученическая, детская жизнь. Здесь мы учились, здесь мы и играли. Ученики, что жили не в большом отдалении от училища, после приготовления уроков и окончания своих домашних дел, которые они делали в помощь родителям, приходили к школе, особенно в весенне-летнее время. Здесь мы упражнялись на гимнастике (в школе была хорошо оборудована гимнастика), здесь играли и в прятки, и в козны, и в чижика. Расходились уже в поздних сумерках. Иногда мы уходили встречать вечернее стадо в противоположный конец села, за околицу. Там собиралась большая группа: играли в горелки, в лапту [2]».

Автор перечисляет ныне во многом забытые, исконно русские спортивно-массовые игры: козны, чижик, горелки, лапта. Описание правил этих игр можно отыскать при желании в Интернете, но в настоящее время необходимо найти энтузиастов для возвращения этих игр в быт школьной детворы.

«… Школу я окончил за два года. Отец посадил меня во второе отделение, хотя я не знал арифметики. Но быстро выровнялся, догнал товарищей и через два года держал экзамены по окончании училища. Всего нас окончило 19 человек. На экзамен приезжал инспектор народных училищ. На диктовке мы писали текст басни, в которой говорилось, как бык с плугом тащился после трудов, а муха у него сидела на рогах. И только двое из 19 человек сделали по две незначительные ошибки. Вообще экзамены прошли очень хорошо.

1891 г. был холерный, но эта непрошенная гостья, холера, не очень сильно свирепствовала в селе, вероятно в силу той же изолированности села, отдаленности от проездных дорог. Мы в то лето всей семьей были дома. Как правило, папа каждого члена семьи заставлял после обеда выпить несколько капель соляной кислоты. Я не видел ни одного холерного больного. 1891/92 год был голодный. Тяжелый год. Много о нем осталось памяти и в литературе: и у Л.Н.Толстого, и у В.Г.Короленко и у др. писателей. Помню, в школе ученики питались в общем порядке и, если совсем не изменяет память, каша с молоком была питанием ребят.

После уроков папа брал меня, и мы уходили на общественную раздачу продуктов питания. Население было поставлено на учет по степени нуждаемости. Были составлены списки, и ежедневно по этим спискам выдавалось: печеный ржаной хлеб, пшено и подсолнечное масло. Папа выдавал заготовленные пайки, я отмечал по спискам.

Безусловно, можно бы значительно лучше и сытнее организовать в этот очень тяжкий год питание голодающего населения, если бы богачи-помещики, как, к примеру, граф Орлов-Давыдов [3], чьим поместьем и было село Натальино, выдели ли бы с достаточной щедростью средства, хлеб и продукты голодающим крестьянам».

Несомненно, интересное воспоминание о положении дел во время холерного года в бедном селе Натальино. Учет населения по степени нуждаемости, общественная раздача продовольствия – отмеченные факты общественной жизни. Привлечение сельской интеллигенции к справедливому распределению продуктовых наборов показывает степень уважения крестьян к профессии школьного учителя.

Литература

  1.      Выпускники Санкт-Петербургской (с 1914 - Петроградской)духовной академии 1814-1894, 1896-1918 гг. [Электронный ресурс] http://www.familytree.ru/ru/cleric/orthdx240.html. Генеалогическое древо. Свечников Вениамин Димитриевич – в 1909 выпускник СПб. Духовной академии (Самарская дух. семинария) (дата обращения 28.12.2014).
  2.      Козны – [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B1%D0%BA%D0%B8_(%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0) Википедия.  (дата обращения 28.12.2014).
  3.      Чижик – [Электронный ресурс] http://allforchildren.ru/games/active7-14.php. Все для детей.  (дата обращения 28.12.2014).
  4.      Горелки – [Электронный ресурс] http://allforchildren.ru/games/active1-24.php. Все для детей.  (Дата обращения 28.12.2014).
  5.      Лапта – [Электронный ресурс] http://kurszdorovia.ru/sport/igri-s-myachom/pravila-igri-v-russkuyu-laptu. Курс здоровья. (Дата обращения 28.12.2014).
  6.      Граф Орлов-Давыдов – [Электронный ресурс] http://natalyino.ru/information/history.html.  Официальный сайт Администрации сельского поселения Натальино муниципального района Безенчукский Самарской области. (Дата обращения 28.12.2014).




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Как и чему учила сельская школа три поколения назад
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru
Научное издательство предлагает
Как и чему учила сельская школа три поколения назад