Коммуникативные умения младших школьников с нарушением слуха

Для каждой из трех групп нами определены конкретные умения, характеризующие коммуникативную деятельность младших школьников на каждом этапе обучения. При этом они распределены таким образом, что умения, характерные для учащихся каждого предыдущего класса, включены в содержание умений для учащихся последующих классов.
1. Коммуникация как взаимодействие – это коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации). Содержание этой группы составляют следующие умения:
1 класс:
Слушать, что говорят окружающие; понимать речевое обращение другого человека; обращаться к другому человеку самостоятельно или по просьбе; соблюдать элементарные правила поведения на занятии; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; выражать просьбу, желание; выражать непонимание с просьбой о повторе; выбирать адекватные способы взаимодействия со сверстниками; выбирать адекватные способы взаимодействия со взрослыми; понимать эмоциональные состояния сверстников.
2 класс:
Умения для учащихся 1 класса; понимать точку зрения другого.
3 класс:
Умения для учащихся 1-2 классов; высказывать свое мнение.
4 класс:
Умения для учащихся 1-3 классов; объяснять причины поступков, настроения своих одноклассников, понимать возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, уважать позиции других людей, отличные от собственной.
2. Коммуникация как кооперация – это действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. К группе коммуникации как кооперации относятся умения:
1 класс:
Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы учителя, товарищей, сотрудничать в совместном решении задачи, контролировать свою деятельность, контролировать деятельность товарища, сравнивать собственные действия с действиями товарища, исправлять свои ошибки.
2 класс:
Умения для учащихся 1 класса; высказывать свою точку зрения на выполнение совместного задания.
3 класс:
Умения для учащихся 1-2 классов; согласовывать свою деятельность с действиями товарищей, выражать или сдерживать свои эмоции в соответствии с ситуацией общения, пользоваться при коллективной работе с одноклассниками разговорной речью.
4 класс:
Умения для учащихся 1-3 классов; сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, осуществлять взаимопомощь по ходу выполнения задания.
3. Коммуникация как условие интериоризации – это коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. В эту группу включены такие умения, как:
1 класс:
Стремиться использовать в общении устную речь без употребления дактильной и жестовой форм, оформлять свои мысли в устной речи, задавать вопросы, оценивать ситуации взаимодействия, стремиться быть понятым, оценивать свои действия.
2 класс:
Умения для учащихся 1 класса; читать вслух, отвечать на вопросы по прочитанному, поддерживать разговор на доступную тему.
3 и 4 классы:
Умения для учащихся 1-2 классов; начинать и завершать разговор на доступную тему.
Такое содержание коммуникативных умений школьников с нарушением слуха, на наш взгляд, наиболее полно соответствует целям и задачам образования, стоящих перед образовательной организацией для слабослышащих и позднооглохших детей. Оно позволит оценить все стороны коммуникативной деятельности учащихся, выявить уровень их коммуникативных умений и на этой основе выстроить эффективную систему работы по их формированию и развитию, что является задачами нашего дальнейшего исследования.

Литература

1. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А.Г. Зикеев. М.: 2007.
2. Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников/ М.А. Зыкова // Дефектология. 2001. №3. С. 35-43.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.
4. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих и взрослых. СПб.: КАРО, 2008.
5. Красильникова О.А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха. М.: Академия, 2005.
6. Люкина А.С. Необходимость овладения коммуникативными умениями для развития детей с нарушением слуха / А.С. Люкина // Инклюзия и особый ребенок: система ценностей: Материалы XX Международной конференции «Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства». СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида / Т.С.Зыкова, М.А. Зыкова, Л.П. Носкова и др.; сост. Т.С. Зыкова. М.: 2003.





Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Коммуникативные умения младших школьников с нарушением слуха
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru