Концепт «Дружба» в произведении Грогэн Джон «Марли и я»

Кузнецова Екатерина Геннадьевна / KuzneсovaEkaterinaGennad'evna– соискатель степени магистра по филологии,

Институт Межкультурной коммуникации и международных отношений, НИУ «БелГУ», г. Белгород

 

Аннотация: в статье рассматривается концепт «дружба» как один из ключевых культурных концептов. Дается определение понятиям «концепт» и «концептосфера». Выявляется семантика прототипической зоны концепта «дружба».

Ключевые слова: художественный текст, анализ текста, английский язык, концептосфера, концепт «дружба».

 

В тесном контакте с языкознанием стоит когнитология – наука о знаниях вообще и знании как феномене человеческой психики, рассматривающая язык как средство отражения человеческого сознания, мышления и познания. Предметом лингвистики стали «некоторые новые объекты описания», имеющие отношение к познавательным и интерпретирующим структурам: фрейм, концепт и др. На стыке когнитологии, культурологии, психологии, социологии, этнологии, философии и языкознания появилась концептуальная лингвистка, ставящая своей целью описание метального мира человека, который передается нам через язык, путем реконструкции ключевых культурных концептов – таких, как «долг», «любовь», «труд», «дружба».

Данная статья посвящена отображению в языке идеи дружбы. В основу настоящего исследования концепт «дружба» положен комплексный общегуманитарный подход, так как он находится в зоне научного внимания не только языкознания, но и целого ряда других антропологических дисциплин, и один лингвистический анализ будет недостаточен для его понимания.

Мы можем сказать, что степень лингвистической изученности проблемы дружбы недостаточна для такого крупного социокультурного феномена. В отечественном языкознании рассмотрению подвергались лишь отдельные аспекты языкового пространства концепта «дружба»: этимология, лексико-семантическое поле дружбы в его синхронном состоянии и на определенных этапах становления, ассоциативные связи, функционирование концепта в текстах различных авторов, этнические концепты (русский, польский, английский и австралийский) в их сопоставлении. Можно отметить отсутствие работ, в которых рассматривался бы весь комплекс языковых средств выражения концепта «дружба» в синхронно-диахроническом аспекте, а сам концепт интерпретировался бы как ядерно-периферийная структура.

Таким образом, актуальность многостороннего семантического изучения концепта «дружба» обусловлена:

1) потребностью в уточнении принципов, методов и приемов изучения культурных концептов на материале русского и английского языка;

2) отсутствием комплексного исследования концепта «дружба».

Концепт (лат. conceptum «мысль; содержание; понятие») – в философии определяется как «содержание понятия в отвлечении от языковой формы его выражения». Концепт имеют этническую основу и обусловлен национальным менталитетом. Концептуальная картина мира справедливо считается богаче языковой.

Многослойность и многоаспектность концепта порождают многослойность семантической структуры языкового знака, при помощи которого данный концепт объективируется в языковом сознании. Концепты передаются в языке 3 способами: 1) готовыми лексемами и фразеологическими сочетаниями; 2) свободными словосочетаниями; 3) текстами и их совокупностями. Возможность отображения концепта в слове обусловливается его потенциальной способностью передавать континуальное смысловое пространство.

Природа концепта двойственна. Она обусловлена как диахронно, так и синхронно. Поэтому статический подход к концепту недостаточен [Гак, 2000]. Необходимо использовать парадигматический и синтагматический анализ единиц языковой системы, репрезентирующих базовые концепты языкового сознания, а также элементы компонентного анализа, поскольку «взаимоположение и соотношение сем в структуре семемы коррелируют с характером отражаемых в нашем сознании признаков познаваемого объекта и их иерархической организацией в структуре концепта» [Алефиренко, 2003].

Концептосфера – совокупность всех концептов, сфера мысли, знаний определенного этноса, сфера «национального менталитета» [Попова, Стернин, 2003]. На национальную концептосферу распространяется принцип системности: ей принадлежат когнитивные классификаторы, способствующие ее нежесткой организации [Попова, Стернин, 2003]. Концепты же внутри концептосферы не имеют четких границ.

Концепт «дружба» является необъемлемой частью концептосферы любого народа.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Концепт «Дружба» в произведении Грогэн Джон «Марли и я»
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru