Концепт «Дружба» в произведении Грогэн Джон «Марли и я» |
Страница 1 из 2 Кузнецова Екатерина Геннадьевна / KuzneсovaEkaterinaGennad'evna– соискатель степени магистра по филологии, Институт Межкультурной коммуникации и международных отношений, НИУ «БелГУ», г. Белгород
Аннотация: в статье рассматривается концепт «дружба» как один из ключевых культурных концептов. Дается определение понятиям «концепт» и «концептосфера». Выявляется семантика прототипической зоны концепта «дружба». Ключевые слова: художественный текст, анализ текста, английский язык, концептосфера, концепт «дружба».
В тесном контакте с языкознанием стоит когнитология – наука о знаниях вообще и знании как феномене человеческой психики, рассматривающая язык как средство отражения человеческого сознания, мышления и познания. Предметом лингвистики стали «некоторые новые объекты описания», имеющие отношение к познавательным и интерпретирующим структурам: фрейм, концепт и др. На стыке когнитологии, культурологии, психологии, социологии, этнологии, философии и языкознания появилась концептуальная лингвистка, ставящая своей целью описание метального мира человека, который передается нам через язык, путем реконструкции ключевых культурных концептов – таких, как «долг», «любовь», «труд», «дружба». Данная статья посвящена отображению в языке идеи дружбы. В основу настоящего исследования концепт «дружба» положен комплексный общегуманитарный подход, так как он находится в зоне научного внимания не только языкознания, но и целого ряда других антропологических дисциплин, и один лингвистический анализ будет недостаточен для его понимания. Мы можем сказать, что степень лингвистической изученности проблемы дружбы недостаточна для такого крупного социокультурного феномена. В отечественном языкознании рассмотрению подвергались лишь отдельные аспекты языкового пространства концепта «дружба»: этимология, лексико-семантическое поле дружбы в его синхронном состоянии и на определенных этапах становления, ассоциативные связи, функционирование концепта в текстах различных авторов, этнические концепты (русский, польский, английский и австралийский) в их сопоставлении. Можно отметить отсутствие работ, в которых рассматривался бы весь комплекс языковых средств выражения концепта «дружба» в синхронно-диахроническом аспекте, а сам концепт интерпретировался бы как ядерно-периферийная структура. Таким образом, актуальность многостороннего семантического изучения концепта «дружба» обусловлена: 1) потребностью в уточнении принципов, методов и приемов изучения культурных концептов на материале русского и английского языка; 2) отсутствием комплексного исследования концепта «дружба». Концепт (лат. conceptum «мысль; содержание; понятие») – в философии определяется как «содержание понятия в отвлечении от языковой формы его выражения». Концепт имеют этническую основу и обусловлен национальным менталитетом. Концептуальная картина мира справедливо считается богаче языковой. Многослойность и многоаспектность концепта порождают многослойность семантической структуры языкового знака, при помощи которого данный концепт объективируется в языковом сознании. Концепты передаются в языке 3 способами: 1) готовыми лексемами и фразеологическими сочетаниями; 2) свободными словосочетаниями; 3) текстами и их совокупностями. Возможность отображения концепта в слове обусловливается его потенциальной способностью передавать континуальное смысловое пространство. Природа концепта двойственна. Она обусловлена как диахронно, так и синхронно. Поэтому статический подход к концепту недостаточен [Гак, 2000]. Необходимо использовать парадигматический и синтагматический анализ единиц языковой системы, репрезентирующих базовые концепты языкового сознания, а также элементы компонентного анализа, поскольку «взаимоположение и соотношение сем в структуре семемы коррелируют с характером отражаемых в нашем сознании признаков познаваемого объекта и их иерархической организацией в структуре концепта» [Алефиренко, 2003]. Концептосфера – совокупность всех концептов, сфера мысли, знаний определенного этноса, сфера «национального менталитета» [Попова, Стернин, 2003]. На национальную концептосферу распространяется принцип системности: ей принадлежат когнитивные классификаторы, способствующие ее нежесткой организации [Попова, Стернин, 2003]. Концепты же внутри концептосферы не имеют четких границ. Концепт «дружба» является необъемлемой частью концептосферы любого народа. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.