Моделирование течения в межлопаточном канале сопловой решетки |
Бикбулатов Ахат Мидхатович / Bikbulatov Ahat Midhatovich– кандидат технических наук, доцент, кафедра авиационной теплотехники и теплоэнергетики, факультет авиационных двигателей, энергетики и транспорта, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа Шаймухаметов Денис Раисович / Shaimukhametov Denis Raisovich – магистрант, кафедра авиационной теплотехники и теплоэнергетики, факультет авиационных двигателей, энергетики и транспорта, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа
Аннотация: Рассмотрено моделирование обтекания профиля сопловой лопатки С-9009А вязким потоком. Получены поля распределения скоростей и статических давлений в межлопаточном канале. Ключевые слова: лопатка турбины, газодинамический расчет лопатки турбины, профильлопатки. С развитием программных продуктов CAD- технологий у инженеров появилась возможность решать более сложные и трудоемкие задачи, позволяя затрачивать при этом намного меньше времени и ресурсов. Например, для решения гидродинамических задач обтекания профиля время ручного расчета составляло 30-50 ч. Сейчас же опытный специалист для решения подобной задачи затратит времени на порядок меньше [1]. В качестве модели профиля, с помощью которого строится межлопаточный канал, выбран профиль сопловой решетки С-9009А. Используя программный продукт Autodesk Inventor 2013, была создана трехмерная модель лопатки (рисунок 1) по координатам профиля, указанных в таблице 1. Таблица 1.Характерные точки профиля С-9009А [2]
Геометрические характеристики межлопаточного канала задаются следующими параметрами: угол установки αу=30 ̊, относительный шаг лопаток t=0,75, высота лопатки l=60,6 мм, длина хорды профиля b=60,6 мм. Для моделирования течения потока в межлопаточном канале применяется иженерно-прикладная программа Ansys 13.0. Данный программный продукт достаточно универсален. В нем возможно моделировать гидро-, газодинамические, тепловые, электромагнитные явления и т.д. Рис.1.- Трехмерная модель профиля С-9009А. С помощью модуля Turbo mesh строится конечно-разностная сетка (рисунок 2). Количество ячеек составляет 300000. При расчете обтекания сопловой решетки потоком используется стандартная модель турбулентности k-ε. Модель газа, в качестве которой используется воздух, считается идеальной. В качестве начальных параметров задаются полное давление и температура. На выходе уровень статического давления поддерживается постоянным. Теплообмен между потоком и стенкой лопатки не учитывается.
Рис.2.- Расчетная сетка межлопаточного канала. На основе проведенного расчета были получены поля распределения скоростей (рисунок 3) и статических давлений (рисунок 4) в межлопаточном канале по среднему диаметру. Рис.3.- Поле скоростей в межлопаточном канале. На рисунке 3 темные области соответствуют низким значениям скорости потока, а более светлые - высоким. Во входной области канала часть потока тормозится о входную кромку и переднюю часть корытца. Происходит поворот потока и его ускорение. Поток достигает максимального значения скорости на выходе из канала. На рисунке 4 темные области соответствуют высоким значениям статического давления, а светлые – более низким. Видно, что по мере продвижения потока вдоль канала статическое давление уменьшается. Рис.4.- Поле статических давлений в межлопаточном канале. Анализ полученных данных показывает, что с уменьшением ширины канала происходит ускорение потока, при этом статическое давление падает. Таким образом, происходит преобразование потенциальной энергии потока в кинетическую. Этот факт согласуется с теоретическими аспектами газодинамики [3] и свидетельствует (в первом приближении) о верном задании исходных данных и выполненном моделировании. Следующим этапом математического моделирования является проверка адекватности полученной модели. Для верификации моделирования течений в межлопаточных каналах далее требуется сравнение полученных результатов с экспериментальными данными. После подтверждения адекватности модели ее можно использовать для исследования режимов течения потока в межлопаточном канале с дальнейшей оптимизацией с целью улучшения газодинамических показателей. Список литературы
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.