Модернизация педагогического образования в России: барьерыиновшества

 

В педагогическом образовании России за последние десятилетия произошло множество изменений и трансформаций. Но в целом остаются неизменными высокие требования, предъявляемые обществом к педагогическому образованию, к профессиональной деятельности, а также к личности самого преподавателя.

Характеризуя современную систему педагогического образования страны, необходимо выделить ряд существующих барьеров, сдерживающих развитие системы. Под барьером понимается фактор, препятствующий эффективному функционированию, развитию педагогической системы. В то же время этот фактор является ориентиром, определяющим потенциальные возможности направления развития.

В условиях Российской Федерации можно выделить несколько факторов сдерживания – барьеров: демографический, программно-технологический, системно-управленческий и рыночный.

Демографический барьер.Численность и потребности в подготовке педагогических кадров – одна из основных, базовых проблем, сдерживающих развитие системы педагогического образования. В связи с демографическими и социально-экономическими факторами в стране растет количество обучающихся, при снижающейся численности педагогических работников (только за период с 2013 по 2014 гг. показатель численности педагогических работников снизился с 2,21 до 2,18 млн. чел.) (табл. 1).

Таблица 1. Численность отдельных категорий обучающихся и педагогических работников

Численность отдельных категорий обучающихся и педагогических работников

2013 г.

2014 г.

численность воспитанников дошкольных образовательных организаций, млн. чел.

6

6,7

численность педагогических работников дошкольных образовательных организаций, млн. чел.

0,58

0,57

численность обучающихся в общеобразовательных организациях, млн. чел.

13,8

14,1

численность педагогических работников общеобразовательных организаций, млн. чел.

1, 19

1,2

численность обучающихся в профессиональных образовательных организациях, млн. чел.

2,8

1,9

численность педагогических работников в профессиональных образовательных организациях, млн. чел.

0,17

0,16

численность обучающихся в организациях высшего образования, млн. чел.

5,6

5,3

численность педагогических работников организаций высшего образования, млн. чел.

0,27

0,25

Характеризуя внутреннюю среду педагогической системы необходимо отметить не только количественные, но и изменение качественных показателей. Так доля педагогических работников пенсионного возраста за 2012 – 2014 гг. выросла с 12,6 до 14  %, при снижении доли «молодых специалистов» до 30 лет (табл. 2).

Таблица 2. Доля педагогических работников по возрасту, %


Возрастные группы

Педагогические работники

2012 г.

2013 г.

2014 г.

моложе 25 лет

6,9

6,1

5,4

25-29

12,6

12,3

12,1

30-49

53,9

55,5

55,8

50-54

13,8

12,8

12,7

55-59

8,3

8,3

8,7

60 лет и старше

4,3

4,9

5,3

В связи с тем, что уровень пенсий невысок, педагоги стремятся работать в школе и после пенсионного возраста.

Необходима оценка демографического барьера, его учет при формировании мероприятий в рамках программ, направленных на повышение профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций.

Программно-технологический барьер. Качество подготовки педагогических кадров, которое напрямую связано с эффективностью институциональной системы и инертностью программно-технологической системы – еще один барьер, замедляющий развитие.

Подготовка «новых» педагогов, способных работать в меняющихся условиях, конкурентоспособных не только во внутренней среде образовательной организации, но и отвечающих требованиям внешней среды страны и мира в целом. Это комплекс мер, направленных на повышение качества подготовки педагогов, в соответствии со стандартом профессиональной деятельности педагога.

Среди ключевых проблем педагогического корпуса необходимо выделить отсутствие инструментов по обеспечению свободного и ответственного выбора обучающихся (способности самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия), что не связано с предметной подготовкой преподавателя. Без изменений программ и технологий подготовки педагогов с усилением только фундаментально-научной подготовки специалистов образования, невозможен процесс модернизации педагогического образования.

Еще одна проблема - это отсутствие педагогической практики на первом и втором курсах обучения в вузе, что ведет к снижению мотивации и позднему самоопределению в готовности к осуществлению педагогической деятельности. В действующих учебных планах в системе педагогического образования на все виды практик отводится от 10 до 25 % учебного времени.

Справочно. Во Франции на педагогическую практику приходится от 30 до 50 % учебного времени. В Германии, Франции, США два последних года обучения в педагогическом вузе – специализация в качестве преподавателя-стажера. Мировой опыт показал целесообразность выделения адаптационного периода педагога-стажера (в среднем срок от 1 до 3 лет): Англия – пробный год, тьюторинг; США – менторинг; Япония – наставничество и т. д.

В настоящее время наблюдается процесс дифференциации образовательной среды. Миграционные потоки (растет доля учащихся, для которых русский язык не является родным), социальная дезадаптация, увеличение доли обучающихся с проблемами здоровья ведут к росту потребности в педагогических работниках «помогающих» профессий (педагогах-психологах, коррекционных и социальных педагогах, тьюторах и пр.). Доля данных категорий обучающихся в стране растет, что должно найти отражение и в содержательном наполнении программ и технологиях, применяемых для «выравнивания» образовательного уровня.

Современный темп преобразований в рассматриваемой сфере требует обновления системы непрерывного педагогического образования, а меняющиеся условия жизни – создания нового поколения учебно-методического комплекса по педагогике и психологии.

Системно-управленческий барьер.Значительная часть педагогического состава работает на полторы-две ставки, что уменьшает количество вакансий для молодых преподавателей, то есть процесс обновления педагогических кадров замедляется. Приходится констатировать тот факт, что по-прежнему остается низким социальный престиж профессии педагога, отсутствует понимание у молодых преподавателей перспектив карьерного роста и снижение привлекательности педагогической профессии для лучших выпускников школ (доказательство – баллы ЕГЭ абитуриентов).

Справочно. В Республике Сингапур, Южная Корея профессия преподавателя престижна, так как внедрена система государственных гарантий (дотации, пенсионное обеспечение, льготы) для привлечения лучших выпускников в педагогическую систему. В Великобритании – квалификационная педагогическая система («карьерная лестница»), включающая механизмы повышения квалификации и внешней оценки (за приращение уровня компетенций доплаты).

Механизм повышения уровня оплаты труда педагогических работников не решает проблемы. Данные факты свидетельствуют об отсутствии эффективных механизмов управления. Требуются новые, эффективные организационно-структурные преобразования внутри системы.

Рыночный барьер.В современных условиях необходимо отметить важную особенность рынка труда педагогических кадров. С одной стороны, данный рынок характеризуется эластичностью, то есть он шире, чем существующее предложение. С другой стороны, наблюдается низкий процент трудоустройства выпускников педагогических программ в сферу образования. Вместе с тем, требования к педагогическим кадрам со стороны организаций, не входящих в систему образования (организации социальной защиты, культуры, органов внутренних дел, бизнес-сообщества), не соответствуют ожиданию работодателей. Ситуация усугубляется и тем, что на рынок выйдет много студентов с дипломами бакалавров, не востребованных работодателями.

Однако в настоящее время в стране осуществляется реформа системы педагогического образования, связанная с обеспечением подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Справочно. В мае 2014 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». Комплексная программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленные на апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход на эффективный контракт и повышение престижа профессии педагога, закрепленные в принятых федеральных программно-целевых документах - государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы, концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы.

Проектом по модернизации педагогического образования охвачено 7 Федеральных округов, 34 субъект Российской Федерации и 13 вузов-участников проекта в рамках реализации 23 проектов, ориентированных в основном на уровень бакалавриата (табл. 3).

Таблица 3. Основные направления проектов по модернизации педагогического образования

 Основные направления

Кол-во проектов

Академический бакалавриат

8

Прикладной бакалавриат

7

Профессиональная (педагогическая) магистратура

6

Исследовательская магистратура

2

Итого

23

В рамках реформы идут не только институциональные, но и содержательно-технологические преобразования системы: разрабатываются и апробируются новые модели, подходы и модули подготовки педагогов. В ходе проведенной работы сформированы ряд нововведений:

Новшество № 1. Новая образовательная программа, состоящая из модулей и межмодульных мероприятий, обеспечивающих содержательную «сшивку» элементов программы, базирующаяся на профессиональном стандарте «Педагог».

Новшество № 2. Внедрение «педагогической интернатуры» - нового вида педагогической комплексной практики (студенты из различных образовательных программ и направлений подготовки) под руководством наиболее опытных, заинтересованных педагогов отрабатывают, формируют педагогические навыки.

Новшество № 3. Образовательная система, включающая вузы, колледжи, базовые кафедры, стажировочные и инновационные площадки на базе школ, траектории и механизмы перехода студентов с одной образовательной программы на другую.

Сотрудничество вузов обеспечивает каталог или библиотеку модулей образовательных программ по педагогическому, психолого-педагогическому и специальному педагогическому образованию. Из каталога можно составлять разнообразные образовательные программы. Этот каталог-библиотека будет доступен всем педагогическим вузам страны и тем, кто реализуют профессиональные педагогические программы, что позволяет говорить о сетевой форме взаимодействия между педагогическими вузами страны.

Сравнение между собой барьеров, сдерживающих развитие системы и первичные результаты (новшества), полученные в ходе реформирования педагогического образования, указывает на доминирование содержательно-программных и институциональных преобразований на фоне слабого развития системно-управленческих механизмов. Потенциальные возможности рыночного и демографического барьера практически не используются.

Процесс изменения образовательной политики в сфере педагогического образования характерен не только для России, но и для большинства стран мира. При этом оценка эффективности реформы педагогического образования и ожидаемых эффектов характеризуются долгосрочностью. Однако степень изменения результатов, зафиксированных как в международных исследованиях, так и национальных мониторингах, в проведении которых в России делаются первые шаги, может служить предварительной оценкой преобразований, произошедших в системе.

Важное условие успешности реформирования – это активность самого общества, обладающего огромным потенциалом, который необходимо использовать в рамках модернизации педагогического образования в России.

Литература

 

  1.      «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утверждена Правительством Российской Федерации 28 мая 2014 г. № 3241п. – П. 8).
  2.      Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы».




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Модернизация педагогического образования в России: барьерыиновшества
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru