ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Дзендзя Олеся Юрьевна /Dzendzja Olesja Jurievna – учитель –логопед, МБДОУ д/с комбинированного вида № 8

 

Аннотация - Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Анализ научной литературы по проблемам речевого развития детей свидетельствует о том, что для современных детей характерно позднее начало формирования речевой системы.

Abstract - Speech - a great gift of nature, by which people get opportunities to communicate with each other. Analysis of the scientific literature on speech development in children suggests that today's children is characterized by late onset form of the speech system.

Ключевые слова – речь, ФГОС ДО, речевая система, игра, коммуникативная деятельность.

 Keywords - speech to the GEF, speech system, game, communicative activities.

 Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают ши-

рокие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их дея-

тельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает

человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень

мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период созда-

ются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фунда

мент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого

и языкового развития ребенка.

      В соответствии с Федеральными государственными образовательны-

ми стандартами к структуре Основной общеобразовательной программы до-

школьного образования содержание образовательной области «Коммуника-

ция» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

– развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

– развитие всех компонентов устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;

– развитие связной речи — диалогической и монологической форм – в

различных видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи.

    Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение

родному языку – одна из главных. Эта общая задача включает такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматически правильной речи, развитие связной речи.

Одним из интегративных качеств ребенка, которое он может приобрести

в результате освоения Программы, является следующее: «овладевший сред-

ствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

На овладение интегративными качествами влияют следующие умения де-

тей, приобретенные к концу периода дошкольного обучения:

– участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на

них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении;

– быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повы-

шая голоса;

– в общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами сло-

весной вежливости;

– употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;

– различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в

последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в

предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

– пересказывать и инсценировать небольшие литературные произведения;

составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной

картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

      Анализ научной литературы по проблемам речевого развития детей свидетельствует о том, что для современных детей характерно позднее начало формирования речевой системы. При этом отмечается неверное лексико-семантическое представление многих понятий, сужение значения слов, замена целогослова названием части предмета и наоборот. Дети дошкольного возраста, имеющие недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, низкий уровень развития словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом осваиваются процессы чтения и письма из-за ряда особенностей формирования речи.

    Речевое общение охватывает процессы установления социальных контактов, обмена эмоциями, налаживания практического и речевого взаимодействия. Освоение способов построения общения включает не только ориентировку в языковых отношениях, структуре текста, но и главное – налаживание «диалогических отношений» с партнером.

Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого по-грамматического строя речи, произносительной стороны речи;

– развитие связной речи — диалогической и монологической форм – в

различных видах детской деятельности;

– практическое овладение воспитанниками нормами речи.

     Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение

родному языку – одна из главных. Эта общая задача включает такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматически правильной речи, развитие связной речи.

     Одним из интегративных качеств ребенка, которое он может приобрести

в результате освоения Программы, является следующее: «овладевший сред-

ствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».

На овладение интегративными качествами влияют следующие умения де-

тей, приобретенные к концу периода дошкольного обучения:

– участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на

них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении;

– быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повы-

шая голоса;

– в общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами сло-

весной вежливости;

– употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;

– различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в

последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в

предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

– пересказывать и инсценировать небольшие литературные произведения;

составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной

картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

     Анализ научной литературы по проблемам речевого развития детей свиде-

тельствует о том, что для современных детей характерно позднее начало фор-

мирования речевой системы. При этом отмечается неверное лексико-семантическое представление многих понятий, сужение значения слов, замена целогослова названием части предмета и наоборот. Дети дошкольного возраста, имеющие недоразвитие речи, испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, для них характерны ошибки в словообразовании и словоизменении, низкий уровень развития словаря, ошибки в употреблении предложных конструкций, с трудом осваиваются процессы чтения и письма из-за ряда особенностей формирования речи.

     Речевое общение охватывает процессы установления социальных кон-

тактов, обмена эмоциями, налаживания практического и речевого взаимодей-

ствия. Освоение способов построения общения включает не только ориенти-

ровку в языковых отношениях, структуре текста, но и главное – налаживание

«диалогических отношений» с партнером.

      Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого по-старшем дошкольном возрасте подчеркивается многими учеными. Какова же

её роль в развитии детей? Во-первых, дошкольники получают новый позна-

вательный опыт; во-вторых, такая деятельность прививает детям начальные

навыки учения, способствует развитию любознательности, аблюдательности,

организованности, дисциплины. При этом детскую журналистику возможно

использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.

     С детьми старшего дошкольного возраста обучение диалогу осущест-

вляем в форме дидактических игр с парным взаимодействием, а также игр-

инсценировок, драматизаций и традиционных народных игр, в которых ребё-

нок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию и тем самым

преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

     Важной областью диалогического общения детей подготовительной груп-

пы является сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте появляется игра-фантазирование, близкая по содержанию совместному рассказыванию. Некоторые авторы рекомендуют организовывать игру-фантазирование в форме сочинения фильма.

     С целью активного влияния на коммуникативную деятельность детей мы

организуем режиссерскую игру «Мы – журналисты», которая очень нравит-

ся детям. Журналисты и ведущие телепередач – ежедневные гости в квартире

каждого ребенка. Дети запоминают их лица, узнают по манере говорить, пы-

таются подражать. Поэтому и игра «Мы – журналисты» оказалась ближе и понятнее детям, чем та же «Почта», на которой бывал не каждый ребенок.

Игра – вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемкая и

занимает значительно больше времени, чем сама игра. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по данной теме, но и в области смежных с ней лексических тем [4, с. 79].

     Таким образом, решаются задачи не только образовательной области

«Коммуникация», но и «Познание». И только после того, как дети получат достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.

В процессе развития диалога важен не только речевой, но и психологиче-

ский аспект. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками.

От искусства взрослых выступать интересным собеседником, партнером

по играм и занятиям, организатором дел зависит содержательность, эмоцио-

нальность, контекстность общения детей со сверстниками и, естественно, полноценное развитие диалогической формы речи.

     В заключение хочется сказать: для того чтобы сделать дошкольное обра-

зование качественным и доступным, нужно уточнять, может быть, по-другому формулировать, и, естественно, вводить что-то новое. Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего.

 

Список литературы:

1 Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М., 1946.

2 Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.

3 Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981.

4 Гаспарова Е.М. Режиссерские игры дошкольника. М.: Просвещение, 1989, 79 с.

5 Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru