Основные подходы при формировании образовательного пространства Сингапура и Южной Кореи (в сфере высшего образования)

 

Современное образовательное пространство представляет собой открытую систему, в рамках которой идет взаимообмен инновационными идеями, разработками и технологиями, способствующий развитию систем образования всех стран мира. Чтобы использовать лучший международный опыт в интересах сегодняшнего дня, необходимо его осмысление с выделением приемлемых в существующих условиях механизмов адаптации передовых практик.

В соответствии с существующими вызовами (демографическими, социальными, экономическими и т. д.) необходимо уточнение и обновление программно-целевых установок, содержания, методов, организационных форм и механизмов управления системой образования. Поскольку для образовательных систем стран мира свойственна международная интеграция, характеризующаяся сближением, взаимодополнением и взаимозависимостью национальных образовательных систем, существует потребность в обмене передовым опытом и знакомстве с лучшими мировыми практиками.

Безусловно, интересен опыт стран, исторически признанных в мировой образовательной системе (страны Европы, США), однако наибольший интерес вызывают страны, характеризующиеся «образовательным бумом», страны быстро развивающиеся, достигшие за десятилетие не только ведущих позиций на рынке образовательных услуг, но и определяющих образовательные тренды. Речь идет о странах Юго-Восточной Азии и прежде всего о Республиках Сингапур и Южная Корея. В ходе рабочих визитов в данные страны состоялся взаимообмен лучшими практиками в сфере образования. Опыт общения с руководителями разных уровней систем образования данных стран показал, что существует огромный интерес к российской системе образования со стороны зарубежных коллег, особенно в сфере высшего образования и системы развития одаренности.

Молодая, по сравнению с российской системой, созданная всего за 50 лет система образования Республики Сингапур, достигла высокого мирового признания.

СПРАВОЧНО. 25-ая позиция Национального университета Сингапура в рейтинге мировых университетов 2014-2015 Times Higer Education и 2-ая позиция в его субрейтинге университетов Азии, 22 позиция в рейтинге университетов 2014-2015 QS и 1-ая позиция в субрейтинге университетов Азии.

На что делал ставку Сингапур, страна с бедным природно-ресурсным потенциалом, страна, находящаяся в соседстве с такими экономическими, политическими гигантами, как Китай, Япония?

Ведущая идея, положенная в основу государственной политики в сфере образования Республики Сингапур: главный ресурс развития страны – человеческий потенциал.

С целью превращения страны в глобальный образовательный эпицентр правительство вложило миллионы долларов в создание мощной образовательной сети в регионе Юго-Восточной Азии. По данному направлению правительство Сингапура:

1) Разработало программы по привлечению иностранных студентов, которые предположительно принесли бы не менее 2,2 млрд. долларов прибыли, обеспечив рост ВВП Сингапура не менее чем на 5 %.

СПРАВОЧНО. Половина учебных заведений Сингапура имеют программы по обмену студентами. С 2005 г. Министерством образования Сингапура выделяется специальный денежный фонд в размере 4,5 млн. сингапурских долларов для стимулирования развития программ по обмену студентами (преимущественно с азиатскими странами, такими как Китай и Индия).

2) Открыло филиалы ведущих университетов, таких как Чикагский университет (University of Chicago), Университет им. Стэнфорда (Stanford University), Университет им Дж. Хопкинса (John Hopkins University), Массачусетский технологический университет (Massachusetts Institute of Technology), Голландский технический университет Эйндхофена (Technische Universiteit Eindhoven) и французский университет INSEAD.

СПРАВОЧНО. Взаимообмен студентами осуществляется с 300 ведущими университетами из 40 стран.

3) Построило современные кампусы, тем самым университеты обеспечили себя огромным количеством азиатских студентов, у которых теперь отсутствует необходимость получения визы в США или Европу. Европейцы и американцы, в свою очередь, сравнив соотношение цены и качества проживания и динамичной жизни города, также потянулись в Сингапур.

СПРАВОЧНО. Иностранные студенты более чем из 100 стран мира (18 % - магистры и 60 % - аспиранты).

Действуют программы обмена студентами (около 1800 студентов в год) и обмен аспирантами (около 70 % аспирантов стажируются за рубежом, из них 30 % со сроком более 6 месяцев).

Важнейшая основа достижений в системе образования страны – это преподавание на английском языке. Это обеспечивает приток иностранных студентов, ведущих зарубежных профессоров, а также обеспечивает обмен студентами и аспирантами.

Вместе с тем правительственные расходы Сингапура в 2014 году на высшее образование составляли 2,9 трлн. сингапурских долларов (около 2,8 % от доли ВВП), что почти в два раза меньше по сравнению со странами ОСЭР.

СПРАВОЧНО. Гражданам Сингапура на университетское образование выделяется государственная субсидия в размере около 75 %, на политехническое – около 85 % от общей стоимости.

В целом для Сингапура характерна меритократия (система, при которой положение человека в обществе определяется его способностями и заслугами, а не происхождением). Академическая успеваемость - объективная мера сил и способностей студентов, независимо от их положения в обществе. Это важнейший фактор, определяющий будущие перспективы и материальное положение. Поэтому учебные программы ориентированы на изучение тем, по которым проводятся экзамены (широко распространены так называемых «десятилетние серии», то есть сборники задач, по которым проводились экзамены в течение прошлых десяти лет).

СПРАВОЧНО. В Сингапуре проводится тестирование обучающихся на академические способности, в том числе с целью выявления одаренных, талантливых детей и молодежи.

Образовательная политика Сингапура гарантирует равный доступ к получению образования (даже в случае отсутствия у семьи необходимых финансовых возможностей). С этой целью существуют специальные государственные программы помощи малоимущим семьям: «Схема финансовой помощи» (Financial Assistance Scheme – FAS) и программа Edusave.

СПРАВОЧНО. FAS предусматривает помощь семьям с общим месячным доходом, не превышающим 1500 – 1800 $ (в зависимости от количества детей в семье). Студенты, которые подпадают под программу FAS, освобождаются от всех выплат за обучение, а также частично субсидируются при прохождении национальных экзаменов. Помощь по программе Edusave получают примерно 40 000 студентов, которые имеют высокие показатели академической успеваемости, но относятся к семьям с низким и средним достатком.

Система образования Республики Корея также сравнительно молодая, ее стремительное развитие идет в течение двух последних десятилетий. Корейская система образования в целом занимает верхние позиции в рейтингах среди стран ОЭСР.

СПРАВОЧНО. Около 7 % корейских студентов учатся за рубежом. Доля выпускников старшей школы, получивших высшее образование, выросла с 33 % (1990 г.) до 86 % (2014 г.). Однако расширение доли высшего образования происходило за счет частных вузов (80 % роста числа учащихся).

С целью превращения страны в образовательный мегаполис, правительство Кореи увеличивает расходы на высшее образование.

СПРАВОЧНО. Расходы на высшее образование в Корее самые высокие среди стран ОЭСР (около 3 % от доли ВВП в 2014 г.). Финансовое обеспечение деятельности государственных университетов из средств Министерства образования Республики Корея осуществляется на основе системы показателей, в соответствии с которыми университеты делятся на 5 групп (от 1 группы к 5-ой объем финансирования уменьшается).

Реформирование вузовской системы образования Республики Кореи связано в основном с сокращением объема государственного финансирования неэффективных вузов и интернационализацией.

В рамках интернационализации системы образования правительство Республики Кореи:

1) разработало программу «Обучение в Корее» и ввело систему аккредитации по набору и поддержке международных студентов с целью привлечения и поддержки выдающихся иностранных студентов, а также повышения качества образования;

2) приняло программу Азиатских студенческих городков с международной системой двойных дипломов (с Китаем и Японией);

3) поддерживает программы совместных исследований между университетами.

СПРАВОЧНО. Преподавание ведется преимущественно на корейском языке (лишь около 10 % образовательных программ - на английском).

В рамках повышения эффективности государственного финансирования системы высшего образования, с целью стимулирования добровольной реструктуризации неэффективных университетов правительство Республики Кореи:

1) разработало систему субсидий для объединения неэффективных вузов;

СПРАВОЧНО. 20 национальных университетов объединены в 10 национальных университетов.

2) раскрывало финансовую информацию о неэффективных университетах;

3) сократило студенческие квоты, сократив государственную поддержку неэффективных образовательных организаций и ограничило выдачу кредитов для студентов в 23 университетах.

СПРАВОЧНО. В Корее государство устанавливает квоты на прием студентов в столичном регионе, запрещая университетам проводить свои собственные вступительные экзамены, обязывая абитуриентов сдавать единый выпускной экзамен (College Scholastic Aptitude Test) – экзамен на выявление академических способностей. Экзамен сдается 1 раз в год и включает в себя 5 предметов: корейский язык (литература), английский язык, математика, иностранные языки и факультативные предметы по гуманитарным наукам и естествознанию.

Вместе с тем, в Республике Корея существует грантовая система поддержки студентов, включающая 2 типа грантов. Первый тип грантов программы Обеспечения Безопасности Жизнедеятельности ориентирован на студентов с низким уровнем доходов (получают 4,5 млн. вон в год). Второй тип грантов позволяет университетам оказывать поддержку студентам (до 70 % от их доходов).

Введение данной системы привело к тому, что государственные расходы выросли с 335 млрд. вон (2011 г.) до 1,5 трлн. вон. (2014 г.). С 2010 г. в стране внедрена программа государственных займов «Учись сейчас, плати потом» для студентов, отвечающим необходимым требованиям и из семей, имеющих низкий доход. Погашение кредита зависит от последипломных доходов.

Системы образования Республик Сингапур и Корея интересны для профессионального сообщества, как функциональной моделью образовательных институтов, так и образовательной инфраструктурой, интегрированной в структуру экономики данных стран.

В целом между представленными образовательными практиками данных стран и Россией наблюдается синхронизация действительности, единство целей в рамках достижения мирового лидерства в сфере образования и международного качества образовательных услуг.

Литература

 

  1.      Education statistics digest 2014. Singapore Ministry of education. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.moe.gov.sg/education/education-statistics-digest/files/esd-2014.pdf.
  2.      Education statistics digest 2014. Ministry of Education. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.academyinfo.go.kr/2014.




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии  

 
0 #1 Василий Терзи 19.05.2015 18:35
Прекрасная статья. Однако опыт Сингапура и Ю. Кореи нам не поможет. У них молодая система образования, а наша система застряла в индустриальной эпохе 1928-1978 гг. Трансформироват ь нашу систему высшего образования не получится. Необходимо выстроить систему усовершенствова ния специалистов типа ГИДУВов, которые еще в 1920-1930 годы показали прекрасные результаты в подготовке врачей высшей квалификации. Мы такую систему в Казани пытаемся создать, однако существует сильное сопротивление существующих университетов университетов. Мы с удовольствием поможем ознакомить всех нашим опытом подготовки инженеров и конструкторов международного уровня
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Основные подходы при формировании образовательного пространства Сингапура и Южной Кореи (в сфере высшего образования)
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru