Особенности качественной оценки кредитного риска корпоративных клиентов банка

Бледных Ольга Игоревна / Blednyh Olga Igorevna – старший преподаватель,

кафедра денег, кредита и финансов, Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров

 

Аннотация: существует множество методик для оценки качества кредитного риска банка при кредитовании корпоративных клиентов. Коммерческие банки, которые имеют дело с анализом различных фирм в своей каждодневной практике, разрабатывают и используют свою систему, которая включает приведенные в статье подходы.

Abstract: there are many techniques for assessing the quality of the bank's credit risk when lending to corporate clients. Commercial banks that deal with the analysis of various companies in their daily practice, develop and use their system, which includes the approaches presented in the paper.

 

Ключевые слова: оценка, кредитный, риск, методики.

Keywords: valuation, credit, risk, methods.

 

Согласно российской практике, а также международным стандартам Basel 1 от 1997г. оценка индивидуального риска (индивидуальные – риски, возникающие по каждой кредитной сделке) осуществляется на основе определения категории качества ссуды.

Положение ЦБ РФ от 26 марта 2004 г. N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» определяет категорию качества, как комбинацию двух критериев: финансовое положение заемщика и качество обслуживания им долга (Таблица 1).

Таблица 1. Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга

Обслуживание долга / финансовое положение

Хорошее

Среднее

Неудовлетворительное

Хорошее

Стандартные (I категория качества)

Нестандартные (II категория качества)

Сомнительные (III категория качества)

Среднее

Нестандартные (II категория качества)

Сомнительные (III категория качества)

Проблемные (IV категория качества)

Неудовлетворительное

Сомнительные (III категория качества)

Проблемные (IV категория качества)

Безнадежные (V категория качества)

Непосредственно методика оценки финансового положения российскими банками определяется самостоятельно.

Наиболее часто финансовое положение заемщика оценивается при помощи математических моделей на основании расчета его кредитоспособности или веро­ятности банкротства.

Анализ кредитоспособности должен быть сфокусирован на 4-х аспектах:

финансовый аспект – определяет способность заемщика получить достаточно денежных средств, являющихся основным источником погашения кредита, или возможность прибегнуть в случае необходимости к реализации существующего обеспечения. Тремя основными критериями в финансовом аспекте являются: рентабельность (прибыльность), ликвидность, финансовый рычаг (соотношение между заемными и собственными средствами);

отраслевой аспект – отражает процессы развития отрасли и позицию, которую заемщик занимает в данной отрасли. Слабые позиции в данном аспекте могут значительно снизить способность к погашению;

управленческий аспект – качество менеджмента: компетентность команды менеджеров и эффективность их руководства. Недостатки менеджмента могут создать трудности не только с погашением кредита, но и с реализацией обеспечения;

аспект качества обеспечения кредита – определяет уровень контроля со стороны банка за предметом залога и возможность получения реальной стоимости обеспечения при его ликвидации.

По данным аспектам на основе бальных моделей оценки определяется общий рейтинг кредитоспособности. Общая формула этих моделей следующая:

формула-1-бледных,          (1)

где Ко – интегральный показатель (рейтинг),

Ai – удельный вес i показателя,

Ki – значение i показателя; n – число показателей [4].

Преимуществами рейтинговых моделей являются простота, возможность расчета оптимальных значений по частным показателям, способность ранжирования организаций по результатам, комплексный подход к оценке кредитоспособности (используются показатели, отражающие различные стороны деятельности заемщика).



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Особенности качественной оценки кредитного риска корпоративных клиентов банка
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru