Положение православной церкви Волковысского уезда Гродненской губернии во второй половине XIX века |
Гресь С.М. Аннотация: история Православной Церкви складывается из отдельных «малых» историй – епархий, монастырей, приходов – церковных объединений и общин. На сегодняшний день это достаточно актуальный предмет для исследования историков Беларуси. До настоящего времени нет общего мнения о политике России в религиозной области на территории Беларуси. Необходимо отметить, что мощный толчок продвижению православия дало включение белорусских земель в состав Российской империи. Основу работы составляют данные Национального исторического архива в городе Гродно, а также работы П. Бобровского и Н. Извекова. Abstract: history of the Orthodox Church is composed of individual «small» stories – dioceses , monasteries, parishes – church associations and communities . Today it is sufficiently relevant subject for research historians Belarus. So far, no consensus on the Russian policy in the religious sphere in Belarus. It should be noted that a powerful impetus to the promotion of the inclusion of the Belarusian Orthodox Church gave the land to the Russian Empire. Constitute the basis of data from the National Historical Archive in Grodno, as well as work P. Bobrovsky and N. Izvekov. Ключевые слова: православие, Порозово, священник, благочиние, православные приходы. Keywords: orthodoxy, Porozovo, priest, diocese, Orthodox parishes. Данная статья посвящена исследованию положения православной церкви в Волковысском уезде во второй половине XIX века, однако для полного представления о событиях того времени, необходимо несколько слов сказать о первой половине XIX века. В это время православные идеи на изучаемой территории столкнулись с противодействием со стороны католической церкви. Местное католическое духовенство сыграло значительную роль при подготовке восстания 1830-1831 гг. Фактически только после этого восстания Россией были предприняты более активные попытки по продвижению и поддержке православных верующих. Принимались меры по уменьшению влияния католического духовенства: сокращалалось количество католических монастырей, окончательно была упразднена униатская церковь, проводилась секуляризация костельных владений. Начала осуществляться финансовая поддержка государством православных приходов. Однако, несмотря на предпринимаемые меры, борьба за верующих еще долгое время носила ожесточенный характер. Так, 17 июня 1858 г. митрополит в записке на имя губернатора Назимова, просит командировать чиновника для рассмотрения дела о пропаганде католичества: «В местечке Порозово Гродненской губернии Волковысского уезда находятся православная и римско-католическая приходские церкви. С давнего времени римско-католическое духовенство сей последней церкви действовало на перевод в католичество сначала униатских, а потом – православных прихожан православных церквей.... Еще в 1844 году священники Порозовской и соседних церквей в Горностаевичах, Великой Лапенице и Новом Дворе написали жалобу о совращении их прихожан духовенством порозовского костела и просили о закрытии оного... Только в 1857 г. порозовским ксендзом было привлечено в католичество 12 мужчин и 50 женщин прихожан православной церкви. Все они – казенные крестьяне». В этом же документе говорится и о принятых мерах: «…соответственно обнаружившимся обстоятельствам епархиальным начальством приняты нужные меры. Священник порозовской церкви Станкевич устранен от должности за нерадение и другие проступки, противные долгу службы. Он лишен права священствовать и назначен на пономарское место при церкви в Кобринском уезде» [1, 4-5]. Как видно из записки, католичество не собиралось уступать свои позиции, и стремилось всеми возможными способами утвердить главенствующее положение. Окончательно вопрос об отношении с православными верующими российскими властями на территории Беларуси был решен только после восстания 1863 года. В Волковысском уезде к этому времени было 33 православных прихода объединенных в 3 благочиния. Всего православных жителей в уезде насчитывалось 39845 человек (по сведениям православных приходов). Мужчин было 19199 человек, женщин – 20646 человек [2, 161]. По благочиниям число верующих распределялось следующим образом. В Волковысском на 13 церквей приходилось 7310 мужчин и 7434 женщин. В Подоросском благочинии службы проходили в 11 церквях, а количество населения составляло 6890 мужчин и 7433 женщин. В Свислочском благочинии было 9 церквей и 4999 мужчин и 5779 женщин прихожан. На весь уезд было 144 священника и 180 монашек [2, 167]. Правда, необходимо отметить, что цифры, которые приводятся в церковных книгах, отличаются от сведений статистического комитета. В сведениях статкомитета приводится численность православного населения уезда в пределах 31 тысячи человек. Казалось бы, борьба за православных верующих закончилась достаточно благополучно для российского государства. Однако в Подоросском приходе события развивались по другому сценарию. Необходимо отметить, что в период восстания К. Калиновского здесь действовало много повстанческих отрядов пришедших из Польши. Это объясняется географическим положением – рядом находится Беловежская пуща, которая находится и на территории Польши. Повстанческим отрядам не составляло большого труда под прикрытием леса перебазироваться и на Беларусь. Местное население поддержало восстание и в части приверженности католической религии. В 1867 году священнослужители Подоросского благочиния отправляют документ военному начальнику города Волковыска. В нем они докладывают о состоянии дел в области религии. В частности, о том, сколько иноверцев было переведено в православие за период 1863-1867 гг. В конце документа говорится, что «…присоединение совершенно приостановилось, по причине местных жителей местечка Порозова, которые различными интригами возмущают народ против православия. 450 человек, рожденных от православных родителей, кои следуют по закону возврату в православие, по настоящее время по порозовскому приходу не присоединилось». Священник Иосиф Восинский высказывал свою обеспокоенность состоянием дел в приходе и жаловался на священников католического храма [3, 34-36]. В 1871 году Пущин, губернский младший чиновник, и штабс-капитан Мишулин были командированы в уезд с целью расследования жалобы крестьянина Франца Крицкого на станового пристава, который якобы заставлял крестьян переходить в православие. В итоге проверки в Гродно было отправлено письмо о том, что «…не обнаружено фактов, упомянутых Крицким, но весьма заметно вредное влияние Крицкого на крестьян» [4, 12]. В том же году против Крицкого возбудили дело, и он был выслан из уезда за агитацию к переходу в католицизм. В 1888 году земский Волковысский исправник получает прошение использовать свою власть для возвращения в православную церковь прихожан, перешедших в католицизм. В списке значилось 111 человек перешедших и 21 человек сочувствующих. По данному прошению было проведено расследование и в результате беседы было запротоколировано: «...что увещевания остаются без результатов, поскольку крестьяне остаются в упорстве» [5, 450]. Несмотря на предпринимавшиеся попытки, вернуть бывших православных верующих в православие, до конца XIX века этого сделать не удалось. В 1905 году, земские начальники подавали сведения о благонадежности местного населения. В целом население уезда было признано почитающим Российское государство. Однако в рапорте начальника земского участка уезда было зафиксировано следующее: «…считаю только Порозово неблагополучно для государства. Крестьяне окрестных деревень исключительно неблагонадежны, евреи особенно. Противоречия католиков и православных развиты и заметно обострены... Настроение антиправительственное... возможны местные драки и избиения, имеются угрозы для жизни священника» [6, 2, 3-3]. Вот как описывается имущественное состояние церквей Волковысского уезда по состоянию на 1893 год.
Число православного мужского населения составляло 39637 человек, женского 40073 человек [7, 109-116]. Если сопоставить цифры православного населения Волковысского уезда в начале второй половины XIX века и в его конце, то рост окажется более чем в 2 раза. Такое положение обусловлено тем, что униатские верующие возвращались в православную церковь, а так же активной позицией самого Российского государства в данном вопросе. Кроме того естественный прирост населения так же играл значительную роль в увеличении числа православных. Однако проведенный анализ свидетельствует и об активном противодействии католического духовенства распространению православия. Все эти факты свидетельствуют о достаточно сложном конфессиональном положении в Волковысском уезде во второй половине XIX века. Литература:
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.