Проблема творчества в современной философской и психолого-педагогической литературе

Киселёва Елена Владимировна / Kiseleva Elena Vladimirovna – магистрант,

кафедра общей и профессиональной педагогики, факультет психологии и педагогики,

Челябинский государственный университет, г. Челябинск

 

Аннотация: в статье предложен анализ подходов к пониманию и определению понятия «творчества» с античных времен до нашего времени в рамках философии, педагогики, психологии.

Abstract: the article deals with the analysis of approaches of understanding and definition of concept «creativity» from antique times to our time within the scope of philosophy, pedagogics, psychology.

Ключевые слова:творчество, процесс, деятельность.

Keywords: creativity, process, activity.

 

Современное общество характеризуется сложностью, непредсказуемостью протекающих в нем процессов. Центр тяжести общественного производства перемещается с материальных факторов на духовные – знание, информацию, творчество. Объективная потребность современного общества в формировании творческой личности сделала исследование проблемы творчества весьма актуальным.

 Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля. Творчество – есть рождение бытия из небытия, возникновение нечто из ничего – утверждал Платон [4, с.39]. Творчество – комбинация данных нашего сознания – сообщал Аристотель [4, с.152].

 В античной культуре деятельность свободного человека (не раба), свободно реализующего свои цели, мыслится как творчество и обозначается как chretis или praxis. Таким образом, способность воплощать личный замысел – это и есть творчество, в отличие от физической деятельности как типового тиражирования предметов, потребляемых другими [4, с.134].

«Начиная с Платона, творчество понималось как индивидуальный акт прорыва к новым сущностям» [4, с.131]. Во времена Платона, творчество приобрело социальную ценность, искусство было попыткой противопоставления или подражания идеальным формам.

Более широкое определение творчества возникло намного позднее. Значение слова «творю» совпадало во многих языках (в том числе, в старославянском и древнегреческом) с «делаю». Древнерусский корень «твор», означающий вид, наружность, создание, сочетание, что восходит к индоевропейскому «vor», «ver» – «открывать» [3, с.150].

И хотя в большинстве религий присутствовал свой тип мифа о творении (сотворении), современный западный концепт творчества можно проследить от иудейско-христианской философской традиции к идее божественного сотворения физического и человеческого мира. «В рассказе о сотворении мира, данной в Книге Бытия, где созидательные устремления людей подкреплялись идеей их родства с божественной Природой – идея, за которой следовала идея ремесленного воспроизведения божественного труда на Земле. Добровольно связывая себя с верой в Создателя и Его Творение, человек подтверждает свою творческую силу посредством признания этого родства. При этом христианство, направляя ум и устремления человека в будущее, играло решающую роль в раскрытии внутренней способности человека к созиданию» [3, с.135]. Таким образом, на смену способности подражать лучшим образцам, пришли свобода и оригинальность (как право выбора) [3, с.135]. Эти допущения рассматривались на протяжении 1200 лет.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Проблема творчества в современной философской и психолого-педагогической литературе
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru