Программа профилактики мероприятий по предупреждению суицидального поведения у юношей

Виниченко Лейля Энверовна / Vinichenok Lejlja Jenverovna – магистрант,

психолого-педагогическая кафедра,

Хакасский государственный университет

 

Аннотация: в статье рассмотрена программа первичной профилактики мероприятий по предупреждению суицидального поведения в юношеском возрасте в условиях средне-профессиональных учебных заведений.

Ключевые слова: суицидальное поведение, юношеский возраст, первичная профилактика.

Для первичной профилактики суицидального поведения у юношей, была составлена программа «SOS».

Целью данной программы является первичная профилактика суицидального поведения среди юношей.

Задачи программы:

•     изучение теоретических аспектов проблемы и использование информации в работе с педагогами и родителями;

•     выявление юношей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности, снятие стрессового состояния;

•     изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

•     терапия суицидента через подъем ценности его личности, создание атмосферы высокой духовности, уважения к личности путем реализации системы профилактических средств;

•     создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения так и в период трудной жизненной ситуации;

•     формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Основные направления работы с родителями по профилактике суицида:

-     Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

-     Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

-     Формирование у родителей потребности в самообразовании.

Принципы реализации программы:

- Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности учащегося.

- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности учащегося.

- Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого учащегося.

- Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Этапы работы по программе:

1 этап – организационный.

Цель – повышение групповой сплоченности в учебном коллективе.

Задачи:

•     изучение семей юношей;

•     изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по данной тематике;

•     изучение причин, способствующих проявлению суицидального поведения.

Мероприятия:

1. Разработка эффективной модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

2 этап – практический.

Цель – создание в образовательном учреждении благоприятного социально-психологического климата, способствующего укреплению психического и психологического здоровья учащихся.

Задачи:

•     совершенствование организации профилактических мероприятий по предупреждению суицидов;

•     вовлечение родителей в социально полезную деятельность;

•     активное привлечение родителей во внеклассную воспитательную работу;

•     работа с семьей учащегося, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

Мероприятия:

1. Организация внеклассной воспитательной работы: часы психолога, круглые столы, индивидуальные и групповые занятия, консультации, родительские собрания, лектории для родителей и педагогов по данной теме.

3 этап – обобщающий:

Цель – обобщение и распространение опыта работы по данной проблеме.

Задачи:

•     повышение осведомленности персонала и родителей о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации;

•     изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.

Мероприятия:

1. Анализ и обобщение опыта работы по данному направлению.

Программа состоит из диагностического блока, двух основных образовательных блоков «Я и мой мир», «Я и этот мир», дополнительного раздела досуговых мероприятий и блока работы с родителями и педагогическим коллективом.

Данный курс утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Он направлен на воспитание ответственности за свое здоровье, за поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей, а также на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств личности.

Первый блок программы помогает в познании юношей самого себя, осмыслении сильных и слабых сторон своей личности, принятии себя как ценности и самовоспитании. Содержание второго блока определяет общая мотивация юноши, которая во многом характеризуется общением. В процессе общения возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и формируется стремление к самоутверждению. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости часто испытывают чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой – повышается ее избирательность. Педагог может помочь учащимся в стремлении осмыслить свои права и обязанности, оценить свое прошлое, обдумать свое настоящее, утвердить и понять самого себя. Задача взрослого – помочь ему в выстраивании эффективного общения с другими людьми.

Вести данный курс может педагог, знакомый с азами психологии. Предложенный материал доступен для специалистов, не имеющих психологического (профессионального) образования при глубокой подготовке и консультировании по проведению занятий. Это представляется немаловажным, т. к. образовательная среда должна ориентировать всех участников образовательного процесса на формирование у обучающихся социальных навыков. Желательно участие в обучающих семинарах-практикумах по данной проблематике.

Общая продолжительность программы составляет 58 часов. Периодичность проведения основных занятий по блокам данной программе составляет 1 раз в неделю. Также периодически предлагается организовывать досуговое мероприятие.

Отдельно оговорим организационные моменты. В начале сентября на родительском собрании педагог сообщает о проведении занятий по профилактической программе. При этом озвучиваются цель и задачи программы, возможно тематический план.

Полную информацию об учащихся для предупреждения суицидального поведения собирает психолог образовательного учреждения (исследование личностных особенностей и эмоционального состояния).

На основании всей полученной информации педагогом – психологом делается экспертное заключение, даются рекомендации по психолого-педагогической коррекции личностных особенностей, их учета в организации воспитательной и образовательной деятельности.

Для отслеживания эффективности проводимой работы на первом и последнем занятии проводится блок диагностических методик. Организовывать и проводить данное занятие может совместно педагог и психолог, последний осуществляет обработку полученных данных.

Работа проводится в соответствии с тематическим планом.

Для эффективного управления программой «SOS» в рамках всего образовательного учреждения целесообразно назначить куратора, определить ответственных за различные направления работы в рамках программы. Куратор программы и ответственные (это могут быть социальные педагоги, педагоги-психологи, заместители директора по воспитательной работе) формируют рабочую группу, которой необходимо регулярно собираться с целью взаимного информирования о ходе профилактической работы.

Участники рабочей группы планируют профилактическую работу с учащимися и родителями; однако это не означает, что члены рабочей группы должны сами осуществлять преподавание всего курса. Чем больше специалистов будет вовлечено в эту работу, тем лучше. Руководство образовательного учреждения и рабочая группа совместно отвечают как за информированность сотрудников относительно целей, задач и методов работы по профилактической программе, так и за анализ и оценку ее результатов.

Куратор на педагогическом совете сообщает о начале программы и в течение года информирует о ее ходе, а также контролирует выполнение годового календарного плана проведения профилактических занятий и других мероприятий.

План работы направлен на деятельность по формированию ценностной системы юношей, которая содействует эффективному развитию социальных навыков. План может выполнять эту функцию тогда, когда он постоянно пересматривается и обновляется, он должен стать отправной точкой в работе. План работы указывает основное направление, которое может корректироваться.

Работа по программе профилактики суицидального поведения требует долгосрочных усилий. Единичные мероприятия менее эффективны, чем систематические. Отдельный тематический день не несет в себе особого смысла, если он не включен в контекст более продолжительной работы. Поэтому преподавание данного курса должно быть достаточно протяженным во времени и вестись в каждой учебной группе. Многие вопросы эмоционально заряжены или касаются личностно значимых ценностей, поэтому на их осознание и переработку необходимо время. Кроме того, юноши находятся на разных стадиях своего личностного развития, и поэтому некоторым из них требуется более продолжительное время для осмысления полученных знаний и изменения своего поведения.

Условием успешности реализации программы является ее системным характер, качество проведения и разнообразие применяемых методов работы. Для достижения высокого качества преподавания курса важно избегать уроков, направленных на сухое перечисление нравственных норм.

Литература

 

1.   Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. М., 1978.

2.   Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2004. – 144 с.

3.   Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.

4.   Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. – М., 2001. - 39 с.

5.   Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.

6.   Калягина Е.А. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков. – Абакан, 2009.

7.   Кий Н.М. Педагогическая профилактика суицидального поведения подростков. Автореферат … канд. пед.наук. – Петропавловск-Камчатский, 2005.

8.   Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие./ В.Т.

9.   Лапшин В.Е. Педагогические основы профилактики аутодеструктивного поведения учащейся молодежи. Автореферат … доктора пед.наук. – Кострома, 2010.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Программа профилактики мероприятий по предупреждению суицидального поведения у юношей
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru