Самарская духовная семинария глазами семинариста сто лет назад |
Страница 1 из 2 Свечников Владимир Серафимович / Svechnikov Vladimir Serafimovich – доктор социологических наук, профессор, кафедра природной и техносферной безопасности, Саратовский государственный технический университет имени Ю.А. Гагарина
Аннотация: самарская духовная семинария, описано её устройство, местоположение и быт в воспоминаниях семинариста начала 20 века. Abstract: Samara Theological Seminary, described her device, location and way of life in the memories of the seminarian in the early 20th century.
Ключевые слова: духовная семинария, семинарист, обучение. Keywords: Theological Seminary, the seminarian, training. Я продолжаю анализировать мемуары моего деда Свечникова Вениамина Димитриевича [1], посвященные его учебе в Самарской духовной семинарии [2] с 1897 по 1902 год. «…В первый класс семинарии вливалось много учеников из трёх училищ. Все три потока разместили в два класса: первый штатный класс и первый параллельный. Нам всем выдали по Библии на славянском языке, которую мы должны обстоятельно изучить в течение всего шестилетнего курса. Остальные науки, кроме Священного писания, были все светские: теория словесности и литература, алгебра и геометрия, языки – латинский, греческий и немецкий или французский, гражданская история. Из преподавателей, как потом мы оценили, особенно выделялись: Надеждин Александр Павлович, преподаватель теории словесности и литературы, Малиновский Василий Алексеевич, преподаватель математического цикла – алгебры, геометрии и физики, Преображенский Сергей Иванович, преподаватель гражданской истории. Преподаватель церковной истории, немецкого и французского языка – Преображенский Павел Александрович. Да и по другим предметам – по языкам, философского и богословского циклов преподавали специалисты своего дела. Вспоминаются слова одного уважаемого преподавателя - Преображенского П. А. «… ведь такого другого энциклопедического учебного заведения, как Духовная семинария – ещё нет». И, когда пройдёшь весь курс семинарии, убеждаешься, насколько это верно. Письменные работы, сочинения были по всем предметам в течение всего учебного года и всего курса. Сроки были такие: на 1-м курсе – неделя, также и на 2-м, на 3-м и 4-м курсах – десять дней, на 5-м – три недели. На письменные работы обращалось особенное внимание, их преподаватели тщательно проверяли и разбирали в классе». В этом отрывке автор поименно вспоминает своих наставников, что должно быть интересно для истории Самарской cеминарии. С точки зрения современных методик преподавания различных предметов, обращает на себя внимание наличие письменных работ практически по всем предметам. Безусловно, это не только развивало навыки письма, но и учило семинаристов грамотно, связно и логично мыслить. Заметна из этого отрывка и нарастающая сложность излагаемого материала и то, что сочинения разбирались в классах. «…. Во главе учебного заведения стоял ректор семинарии и инспектор. При моём поступлении ректором был очень образованный протоиерей, магистр богословия, Боголюбский Николай Иванович, а инспектором - Дубакин Димитрий Николаевич. Все это были люди просвещенные, тактичные, чему и учили своих воспитанников. Обращение с их стороны и со стороны преподавателей было внимательное и вежливое. Это отражалось и на воспитанниках. Вот мы съехались из разных мест, из разных училищ, но среди нас никогда не было, как я помню, ни раздоров, ни ссор». Автор на всю жизнь сохранил впечатление о тактичности учителей семинарии, об их обращении к воспитанникам. Воспитание, подаваемое личным примером, оказывало мощное воздействие на юные души семинаристов. Важно и то, что у совершенно разных учеников, съехавшихся из разных мест, не было никаких конфликтов. «…Самарская духовная семинария помещалась на Ново-Соборной улице. Это было монументальное трёхэтажное здание, окружённое прекрасным садом, окаймлённым белой массивной стеной. Какой это был прекрасный сад, площадью в добрую десятину. Аллеи, с изумительными столетними деревьями, служили нам и для прогулок и для занятий, подготовки к экзаменам. Нижний этаж здания был занят кухней, столовой, квартирами ректора, инспектора и прочими службами. Средний этаж был под классами, которые располагались видом на Волгу. Классы были светлыми, обширными, с массивной дубовой мебелью - партами. Во всю длину второго этажа шёл коридор, довольно широкий, поместительный. Во время перемен он служил местом прогулок семинаристов. По другую сторону коридора помещался в центре, в середине обширный зал с массивными колоннами, обильно освещенный множеством окон. Далее на этом же этаже помещалась богатая библиотека, фундаментальная, физический кабинет, учительская комната. Третий этаж был занят в центре церковью, а вправо и влево располагались дортуары. Здесь же были и умывальные комнаты с обширными бассейнами. Из спален был роскошный вид на Волгу, на Жигулёвские ворота, на окрестности Самары. Бывало, долгие беседы проводили сидя на окнах и любуясь прекрасными заволжскими далями». |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.