Школьное историческое образование между «сциллой» научной истины и «харибдой» целей воспитания

Ковригин Вадим Валерьевич / Kovrigin Vadim Valer'evich – доцент кафедры социологии, кандидат педагогических наук,

ФГБОУ ВПО Липецкий государственный педагогический университет, г. Липецк

 

Аннотация: изучаются подходы к сущности школьного исторического образования – является ли оно пропедевтикой, или упрощенной копией науки, либо инструментом формирования необходимых обществу и государству качеств личности, в том числе и ее исторического сознания. Работа публикуется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 14-33-01237.

Abstract:this paper studies the approaches to the essence of history education in schools - whether it is a propaedeutic, or a simplified copy of science, or a tool to develop the necessary state and society personality traits, including its historical consciousness.

 

Ключевые слова: школьный учебник, история, школьное историческое образование, воспитание личности.

Keywords: school textbook, history, school history education, education of the person.

УДК 37.01

Истории как учебному предмету в современном мире придается важное значение. Это связано, прежде всего, с ее особым влиянием на формирующееся сознание подрастающего поколения. Историческое знание в руках педагога – важнейшее средство воспитания обучающихся. Учебник – средство национальной идентификации, формирования и развития гражданских качеств, исторического сознания школьников [1, с. 67].

Проблема соотношения категорий «историческая истина» – «учебник истории» – «цели воспитания» в педагогике сводится, прежде всего, к теориям формирования содержания образования. Эти проблемы рассматривали в советской педагогике В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н Скаткин и др. В большинстве научных трудов содержание образования трактуется в двух аспектах: 1) с позиций знаниево-ориентированного подхода как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы [2]; 2) с позиций личностно-ориентированного подхода как «педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности» [3, с. 256]. В.С. Леднев отмечает, что «содержание образования – это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности» [4, с. 26]. В педагогической и методической науке прошлого столетия долгое время был популярен знаниево-ориентированный подход к определению содержания образования, однако в последние десятилетия под влиянием идей гуманизации образования утвердился личностно-ориентированный подход.

Начало дискуссии по проблеме «наука – учебный предмет» положила серия статей М.Н. Скаткина, опубликованных в журнале «Советская педагогика» в 1945 г. В статье «Наука и учебный предмет» он отметил, что «неправильно рассматривать учебный предмет как механически уменьшенную, систематизированную копию науки, передающую все ее содержание и в той же последовательности, но только в уменьшенном, сжатом виде» [5, с. 12].

Следующим важным шагом в разработке проблемы соотношения науки и учебного предмета стала дискуссия на страницах журнала «Советская педагогика» в 1965 г., в которой приняли участие многие известные специалисты в области теории содержания образования [6]. Исходным положением в дискуссии стало положение Ф.Ф. Королева об учебном предмете как «дидактической переработке данных науки». В целом содержание всех мнений, отраженных в дискуссии, можно свести к двум основным позициям: согласно первой учебный предмет представляется изоморфным науке, он отражает данные науки, однако дидактически переработанные (Ф.Ф. Королев, Э.Г. Юдин и др.); сущность альтернативной позиции состоит в том, что учебный предмет рассматривается как система, включающая в себя не только научные знания, но и опыт деятельности, эмоционально окрашенные образы и факты и т. п. (Г.П. Щедровицкий, Ф.П. Коровкин и др.).



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Школьное историческое образование между «сциллой» научной истины и «харибдой» целей воспитания
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru