Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления на примере «туристского кластера»

2. Кластеры образуют важную сложную организационную форму, центр влияния на конкурентную борьбу. Развитые кластеры включают в себя не одну отрасль, а несколько родственных отраслей. Такие отрасли часто работают на очень сходных между собой факторах производства, что сильно расширяет возможности поставщиков.

3. Обусловленные инновациями преимущества усиливаются непосредственным давлением (давление конкуренции, давление, направленное на выравнивание), а также постоянно проводимым сравнением, существующим в концентрированных в географическом отношении кластерах.

4. Кластеры, бесспорно, представляют собой комбинацию конкуренции и кооперации. Жесткая конкуренция наблюдается в борьбе за потребителя, за его завоевание и удержание. Присутствие на рынке многих соперников и наличие сильных стимулов часто подчеркивают интенсивность конкурентной борьбы внутри кластеров. Однако во многих областях имеет место кооперация.

5. Компактный в географическом отношении кластер, состоящий из независимых и неформально связанных между собой фирм и организаций, представляет собой сильную организационную форму в континууме между рынками и иерархиями. Кластер часто представляет собой своеобразный локальный рынок.

6. Происходящая в кластере интенсивная конкуренция наряду со снижением барьеров входа и выхода иногда сокращает время появления и исчезновения новых деловых структур в конкретных местах. Конечный результат состоит в том, что многие сохранившиеся в кластере фирмы могут укрепить свою позицию по отношению к соперникам в других местах.

7. Хорошо функционирующие кластеры выходят за пределы иерархических сетей и превращаются в решетки многочисленных перекрывающихся и подвижных взаимосвязей между индивидуальными предпринимателями, фирмами и иными организациями по сотрудничеству.

8. Функционирование кластеров предполагает также большую эффективность и гибкость, возможные в сетях, построенных по принципу близкого расположения и неофициальных локальных связей, по сравнению с теми сетями, в которых присутствуют формальные или иерархические взаимоотношения между компаниями [3, с. 291].

Объективные предпосылки для возникновения кластера были сведены М. Портером в знаменитый «ромб конкуренции». По мнению Н. Демидова, занимающегося изучением фармацевтических кластеров, «помимо традиционных факторов — конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств — на конкретной территории должны быть созданы такие специализированные факторы, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал. Создание этих специализированных факторов требует длительных и устойчивых инвестиций, которые сложно повторить. Это и создает кластеру конкурентное преимущество, копирование которого затруднительно.

По М. Портеру, кластеры вырастают только там, где все необходимые факторы, ресурсы и компетенции сосредотачиваются, достигают определенного масштаба, некоторого критического порога и приобретают ключевую роль в определенной экономической сфере с решающим и устойчивым конкурентным преимуществом над другими регионами за счет более высокой производительности, развития инноваций и новых видов бизнеса» [2, с. 25]

А.Е. Бойко, исследующая проблемы функционирования туристских кластеров, дает следующее определение кластера: «кластер представляет собой сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно дополняющих друг друга и способствующих росту своей конкурентоспособности. Для всей экономики государства кластеры выполняют роль «точек роста» внутреннего рынка.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Современная дефиниция понятия «кластер» и подходы к формализации этого явления на примере «туристского кластера»
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru