Сравнительная характеристика моделей медиаобразования Ю.М. Рабиновича

Юрова В.Ю.
Юрова Виктория Юрьевна / Yurova Victoria Yurievna – кафедра лингвистического образования, преподаватель
Южный федеральный университет, г. Таганрог

Аннотация: в данной статье рассматриваются две модели медиаобразования, разработанные Ю.М. Рабиновичем: модель школьного медиаобразования и массовая модель медиаобразования, а также формы реализации данных моделей.

Abstract: in this article two models of media education developed by Yu.M. Rabinovich are considered: model of school education and mass model of media education, and also form of realization of these models.

Ключевые слова: медиаобразование, медиаобразовательная модель, кинообразование, эстетическое воспитание.

Key words: mediaeducation, mediaeducational model, film education, esthetic education.

Роль педагогического наследия Ю.М. Рабиновича для советских и российских медиапедагогов сложно переоценить. В предисловии монографии, вышедшей посмертно «Кино, литература и вся моя жизнь»[1], указывается, что Юлий Михайлович Рабинович был «одним из основателей кинообразования и киновоспитания в советской школе и вузе, членом Всесоюзного Совета по кинообразованию и киновоспитанию при Союзе кине­матографистов СССР, автором многих статей, книг, учебных программ по данной проблеме, активным участником всесоюзных совещаний, проходивших в самых разных уголках страны. Он был руководителем киноклубов, кинофакультативов, кинолекториев» [2, с.2].

Разрабатывая теоретические аспекты дела медиаобразования – дела всей его жизни, Ю.М. Рабинович внес огромный вклад в педагогическую науку: им было разработано и внедрено новое направление медиаобразование – интегрированное с учебными дисциплинами; им были разработаны по сути две модели медиаобразования:

  1. модель школьного медиаобразования, которая базировалась на инновации Ю.М. Рабиновича – интеграции медиаобразования в учебные предметы, в частности, урок литературы;
  2. массовая модель медиаобразования, которая подразумевала непрерывность медиапедагогического процесса, начинающего в школе (с учениками старших классов), проходящего через вузы и систему послевузовского образования. В его состав входил институт усовершен­ствования учителей, где «работал на постоянной основе действующий семинар для педагогов» [3, с.84]; вечерний университет марксизма-ленинизма; университет (возникший в 1983 году) «Книга и кино». Его организаторами стали общество книголюбов и об­ластная библиотека, а среди слушателей, по утверждению Ю.М. Рабиновича, встречались «работники культу­ры, читательский актив библиотеки, ветераны Великой Отечественной войны – и, конечно же, опять учителя» [4, с. 87].
  3. общий блок, который распространяется на все категории аудитории, заявленной как в первой, так и во второй моделях:

В процессе педагогической деятельности в области медиаобразования Ю.М. Рабинович подошел к идее расширения аудитории. Если его интегрированная модель была направлена на старшеклассников, то массовая модель подразумевала организацию процесса медиаобразования с разными категориями населения: школьниками, студентами, педагогами, людьми, которые по роду своих занятий и труда общаются со школь­никами, учащимися ПТУ, рабочей и сельской молодежью – учителями, врачами, инженерами, представителями творческих профессий.

Цель медиаобразования в первой и второй моделях Ю.М. Рабиновича не была значительно трансформирована. Так, по отношению к аудитории (старшеклассникам) она опирается наразвитие эстетического вкуса, нравственных ориентиров, идеологическое и патриотическое воспитание старшеклассников. В модели массового медиаобразования, направленного на студентов педагогических вузов, учителей, слушателей вечернего университета (марксизма-ленинизма), родителей, она складывается из двух основных компонентов, которые теоретически носят интровертный и экстравертный характер:

– интровертная – (то есть обращенная внутрь личности) цель, заключается в развитии его эстетических чувств, нравственных идеалов, идейно-политической подготовке человека;

– экстравертная цель, связана с внешними проявлениями, в нашем случае с тем, насколько в процессе реализации медиаобразовательной модели сформировались качества личности, знания и умения (по использованию кинематографа), отражающие степень готовности к реализации медиаобразования со школьниками.

Таким образом, мы видим, что цель медиаобразовательных моделей Ю.М. Рабиновича идентична, но имеет свои модификации в соответствии с аудиторией, которая вовлечена в медиаобразовательный процесс.

Сравнительная характеристика задач, которые ставятся в интегрированной и массовой моделях медиаобразования, дает нам право утверждать, что они имеют согласованность с возрастом, социальным статусов, возрастными особенностями, местом проживания потенциальной аудитории. Обобщенный вид данных задач включает в себя 2 блока:

– приобщение потенциальной аудитории к основам знаний о киноискусстве, знакомству с теорией, историей, языком кинематографа;

– использование знаний по теории литературы для изучения экранного искусства;

2) профессионально-ориентированный блок, который распространяется на развитие ЗУНов студентами педагогических вузов, педагогами, слушателями вечернего университета марксизма-ленинизма, родителей:

– освоение аудиторией методики сравнительного анализа фильма и литературного произведения; умение использовать знания теории литературы и теории кино в практическом анализе произведения и т.д.;

– изучение аудиторией системы выразительных средств, роли кино в духовной жизни современного человека;

– знакомство с методиками использования киноискусства в идейном, нравственном, военно-патриотическом и эстетическом воспитании школьников;

– изучение форм и методик совместного и коллективных обсуждений новых отечественных и зарубежных фильмов.

Формы реализации медиаобразовательных моделей включают комплекс, состоящий из школьного кинотеатра, кинофакультатива, киноклуба, интегрированной формы медиаобразования в учебные дисциплины в школе и вузе, спецсеминара, спецкурса.

Краткая сравнительная характеристика интегрированной и массовой моделей медиаобразования, разработанных и реализованных Ю.М. Рабиновичем, позволяет нам утверждать о использовании принципа историзма и научности, а также доказывает эволюционный характер педагогических идей медиапедагога. По сути можно утверждать, что в процессе выстраивания модели массового медиаобразования (в рамках системы эстетического воспитания) «модель интегрированного медиаобразования» была поглощена ею и вошла в создающуюся Ю.М. Рабиновичем систему медиаобразования в школе.

Литература

  1.      Рабинович Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991.
  2.      Рабинович Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991. С. 2
  3.      Рабинович Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991. С. 84
  4.      Рабинович Ю.М. Кино, литература и вся моя жизнь. Курган: Периодика, 1991. С. 87


Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Сравнительная характеристика моделей медиаобразования Ю.М. Рабиновича
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru