Ценностные ориентации молодежи в экономической сфере (на примере студентов ВГУЭС г. Владивосток) |
Красноплахтова Екатерина Александровна / Krasnoplahtova Ekaterina Alekcandrovna – студент, по специальности «Организация работы с молодежью», Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток
Аннотация: ценностные ориентации – это главная ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выражается в направленности потребностей и интересов. Ценностные ориентации молодежи динамичны, поэтому их изучение является актуальным на любом промежутке времени. В статье рассматриваются ценностные ориентации молодежи в экономической сфере, приводится анализ социологического исследования по данной теме, даются рекомендации по формированию целостной системы ценностных ориентаций в экономической сфере. Ключевые слова: ценности, молодежь, ценностные ориентации, деньги, трудоустройство, карьера. Ценностные ориентации молодежи играют огромную роль, так как задают направление деятельности, как молодых людей, так и общества в целом. Таким образом, будущее страны зависит напрямую от сегодняшних ценностных ориентаций молодежи. Готовность действовать согласно определенным общественным установкам и ценностным ориентациям является одним из важнейших факторов, обеспечивающих активность молодежи в становлении экономически сильного, политически стабильного государства. Ценностная структура сознания молодого поколения, являющаяся составной частью общественного сознания, необычайно сложна, и разные ее элементы способствуют как ускорению социальных процессов, так и консервации социально значимых стабильных состояний общества [4]. Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции [2]. На изменения в ценностных ориентациях современной молодежи в сфере экономики огромное влияние оказали социально-экономические реформы, проведенные в 90-х годах XX в. Период реформ совпал с рождением молодых людей или застал их в годы детства. А, как отмечают психологи, первые годы жизни оказывают наибольшее влияние на формирование личностных качеств. При реформировании не были учтены социокультурные традиции общества и состояние экономики того времени. Это привело к тому, что людям пришлось в очень короткий срок приспосабливаться к новым ценностям, вследствие чего в общественном сознании сохранились элементы двух разных ценностных систем [1]. В связи с вышесказанным рассмотрим отношения студентов Владивостокского Государственного Университета Экономики и Сервиса (ВГУЭС) к своему социально-экономическому положению и выявим, какие экономические ценностные ориентации преобладают у молодых людей. По данной проблеме было опрошено 150 респондентов. Задавались вопросы о принадлежности к социальному слою, об отношении к экономическим реформам в РФ 90-х годов XX века, о материальном положении, источниках дохода и об экономических проблемах, которые беспокоят молодежь. Варианты ответов на вопрос: «К какому слою общества вы бы, скорее всего, себя отнесли?» были составлены в соответствии с моделью стратификации американского ученого У. Уотсона, который делит общество на высший (высший и низший слой), средний (высший, средний, низший слой) и низший (высший и низший). Большинство опрошенных студентов ВГУЭС (55 %) ответили: «к средней части среднего слоя». К «низшей части среднего слоя» отнесли себя 15 % молодежи. 20 % отнесли себя к высшему слою, а 10 % затруднились определить свое положение. Таким образом, можно отметить положительную тенденцию, говоря об отношении молодежи к своему социально-экономическому положению. Обратимся к вопросу об отношении молодежи к экономическим реформам 1990-х годов. Именно данные реформы явились переходным моментом в становлении рыночной экономики и западной системы ценностей. 10 % студентов ВГУЭС считают, что реформы «оказали положительное влияние на экономику России»; 39 % (большая часть опрошенных) разделяют мнение о том, что реформы «были необходимы, но их цена оказалась слишком высока»; 12 % студентов склонны думать, что «в реформах не было никакой необходимости»; 25 % уверены, что реформы «оказали разрушительное действие на экономику России», остальные же затруднились ответить или не имели представление о каких реформах идет речь. Переходный период в стране характеризуется во многом уровнем материального благосостояния населения. Материальное положение молодежи, безусловно, влияет на ее настроение, политические установки, поведенческие предпочтения. По данным исследования материальное положение студентов позволяет 90,0 % респондентов констатировать, что настоящая жизнь их вполне устраивает или в основном устраивает и лишь 9,0 % опрошенных – в основном не устраивает; 1,0 % – совершенно не устраивает. Основным источником доходов у 60,0 % респондентов является заработная плата по месту основной работы. Лишь для 15,0 % опрошенных зарплата не является основным доходом, они живут за счет помощи родителей; у 25,0 % – преобладают «случайные заработки». Вместе с тем в новых рыночных условиях 58,0 % молодых людей опасаются ухудшения материального положения, 46,0 % – болезней, 35,0 % – неясного будущего, 19,0 % – безработицы. Не случайно исследование зафиксировало такое явление как страх перед будущим: 35,0 % респондентов боятся будущего. В этой связи показательны проблемы, которые беспокоят студентов ВГУЭС и через которые осуществляется оценка ценностных ориентаций молодежи. У 61 % респондентов вызывают тревогу инфляция и рост цен; у 38,0 % – экологические проблемы; у 25,0 % – разрушение отечественной культуры; у 26,0 % – социальное расслоение общества; у 20 % – рост преступности; у 14,0 % – состояние социальной сферы. На вопрос «Хотели бы Вы продолжить свое образование?», 89,0 % молодых людей ответили положительно, так как они рассматривают его как необходимое условие карьерного роста. Таким образом, вне всякого сомнения, студентов ВГУЭС больше всего беспокоят деньги и возможность их заработать. Материальное благополучие – одна из значимых ценностей для молодежи. На этот аспект обратили внимание 38 % респондентов. Причем «деньги», «богатство», исходя из полученных данных в ходе мониторингового исследования, это - символ жизненного успеха для большинства молодых людей и та цель, к которой они стремятся. В данном случае можно говорить о деньгах как о сформировавшейся ценности нового рыночного мышления. Плохо это или хорошо? Желание хорошо, комфортно жить не несет в себе ничего предосудительного. Наоборот, можно и нужно стремиться реализовывать его, если это не в ущерб окружающим. Здоровье и образование – вторые по значимости ценности для молодых людей (27 и 29 % соответственно). Далее – карьера (6 %). Данные социальные ценности молодежи являются одними из основополагающих в ее жизнеустройстве и личностном росте. Исследуя потребности, желания и надежды молодежи, целесообразно подчеркнуть, что в ее ориентациях наблюдаются прагматические настроения, устремленность в сферы деятельности, позволяющие изменить к лучшему материальный и социальный статус. Таким образом, главной проблемой, которая беспокоит молодежь, являются деньги и возможность их зарабатывать. Большинство молодых людей, вполне устраивает их материальное положение, но они бояться его ухудшения. «Деньги» и «богатство» – символ жизненного успеха для большинства молодых людей, и та цель, к которой они стремятся. То есть деньги – это новая сформировавшиеся ценность нового рыночного мышления. Одной из значимых ценностей для молодежи является материальное благополучие, а не здоровье, образование или семья.[3] На мой взгляд, нужно разработать рекомендации по формированию гармоничной системы ценностных ориентаций, этот процесс затрагивает не только сферу экономики, но и другие сферы жизнедеятельности. Должны быть проведены меры по реализации целостной системы ценностных ориентаций, а именно: формирование национальной идеи и общей для страны идеологии, усилить мониторинг социально-экономического положения молодого поколения через проведение различных социальных акций, семинаров, конференций, тренингов, социальных опросов, вести статистический учет социально-экономического положения молодежи, для того чтобы иметь представление на какие социальные сферы общества следует обратить внимание в которых у молодых людей возникают те или иные проблемы, развитие гражданского воспитания. Таким образом, развивая одну сферу жизнедеятельности нужно развивать другие, то есть процесс формирования системы ценностных ориентаций должен быть комплексным. Литература
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.