Универсальность как компонент программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре |
Гвильдис Татьяна Юрьевна / Gvildis Tanyana Urevna – заведующий управлением подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург Аннотация: актуальной проблемой современного образования является подготовка универсального специалиста высшей квалификации. Ключевые слова: универсализм, универсальность, программа обучения, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) высшего образования. Одной из актуальных проблем современного образования, в первую очередь высшего, является обеспечение подготовки выпускников адекватной многофункциональной, все более усложняющейся деятельности современного человека с высшим образованием: он одновременно является интеллигентом, специалистом в профессиональной области и членом сложной системы сообществ людей. В условиях перехода от энергетической цивилизации к интеллектно-информационной, выдвигает Субетто А.И. идею синтетической революции в механизмах функционирования и развития мировой цивилизации. По мнению автора, она представляет собой систему революций – системной, человеческой, интеллектно-инновационной, квалитативной, рефлексивно-методологической и образовательной, развернувшихся почти одновременно во второй половине XX века [1, с. 17]. Трагизм XX века в том и состоит, что, унаследовав механизм воспроизводства «частичного человека» с витально-индивидуальным пространством сознания, он (век) подвел человечество к такому «порогу», что если человек не поднимется в своем сознании до тех высот, о которых пишет В.И.Вернадский, то цивилизация погибнет вследствие реализации «биосферного императива» [1, с. 23]. Человеческая революция через систему образования включает в себя формирование Неклассичности мышления, Сознания и Интеллекта как основы универсального, всесторонне и гармонично развитого человека [1, с. 24]. Идея универсализма в науке является не новой, имеет глубокие исследовательские корни. Наиболее ранние представления об универсализме сложились в недрах философии и этических учений. В частности, в философии, под универсализмом понимается этическое миросозерцание, противоположное индивидуализму. Данное понимание существенным образом отличается от традиционного, общенаучного. Его сторонники и толкователи исходят из того, что индивид теснейшим образом связан с окружающим миром и находится с ним в постоянном взаимодействии. Индивидуальное счастье универсализм считает неосуществимым при отсутствии у личности сознания солидарности с окружающим миром и без установки гармонии между ними, возможной только путем познания законов, лежащих в основе мирового развития, и следования им. Универсализм является одной из крупнейших ветвей, мощных способов организации развивающейся философской мысли, в которой самодовлеющим является примат единства организации, общего, универсального в трактовке природы и, в частности, природы вещей безотносительно к тому, на каких основаниях осуществляется разрешение соответствующих проблем – материалистических, идеалистических или дуалистических. «Линия универсализма» в истории европейской философской мысли представлена именами Платона, Сен-Симона, Вико, Шеллинга, Гегеля, Маркса, Ленина. Указывая на то, что в настоящее время содержание понятия «универсализм» трактуется в научно-философской литературе неоднозначно, автор выделяет несколько позиций в определении и понимании содержательного аспекта универсализма: 1. Философы выделяют «линию универсализма» в истории европейской философии, которая представлена именами Платона, Сен-Симона, Гегеля, Шеллинга, Маркса, Ленина. Универсализм понимается как многообразие, широта, энциклопедизм интересов, вызванных стремлением к универсальному теоретическому синтезу в познания мира. Это «... та крупнейшая ветвь (или способ организации развивающейся философской мысли), в которой самодовлеющ примат единства организации, общего, универсального в трактовке природы и, в частности, природы вещей безотносительно к тому, на каких основаниях осуществляется разрешение соответствующих проблем – материалистических, идеалистических или дуалистических. Выход из кризиса современной философии связывается с разработкой философии гуманистического универсализма, которой только предстоит сформироваться на основе новой логики и методологии». 2. Универсализм отождествляется с философским способом познания мира. «Универсализм это – всеобщий, философский способ познания действительности» [Н.Е. Яценко. Толковый словарь обществоведческих терминов. Универсализм (Электронный ресурс). Режим доступа UNIVERSALIZM-14766.html]. Философский универсализм рассматривается в ряду с религиозным и этическим универсализмом. 3. Универсализм понимается как метафилософия. Метафилософия представляется как диалектическая система законов и категорий, способная охватить основные сферы бытия: мир человека, мир символов, мир природы. «Речь идет о метакатегориях философии, таких как количество, качество, связь, отношение и т.п., которые в обобщенной форме выражают общее мыслей, чувств и предметов» [3]. «Философия универсализма – это новое философское и политическое мышление, проявляющееся в придании универсального, общечеловеческого значения наиболее важным элементам культурного опыта. Философия универсализма стремится, прежде всего, определить всеобщие онтологические, экономические, этические, политические, правовые, духовные основания выживания и прогресса человечества». Таким образом, универсализм определяется как свойство мышления и необходимый способ осознания современного состояния культуры. 4. Определяются цели универсализма и способы его создания как строгой научной теории. Основной целью универсализма (как философской идеи, или идеи о всеобщем) является «указание путей к достижению глобального единства человеческого сообщества при сохранении максимума разнообразия». Универсализм возможен на почве одной из философских проблематик, а именно методологической. Исследователь А.Ю. Цофнас пишет: «Универсализм как достаточно строгая научная концепция возможен через методологическую проработку его структурно-онтологических оснований». Автор предлагает наиболее «короткий и конструктивный» путь для достижения цели. Это «...путь использования в универсализме сложившейся междисциплинарной концепции, ...синтез универсализма с одним из вариантов общесистемной теории – параметрической теории систем» [4]. 5. Универсализм утверждается как новая картина мира. Итальянский философ Д. Сартори пишет о двух типах когнитивных представлений: классическом традиционно-научном и гуманистическо-художественном, взаимопроникновение и синтез которых возможен в XXI веке; о необходимости сохранения субъекта, о целостности мышления, единстве рассудочно-рационального и экзистенциально-антропологического. Исходя из данных тенденций понимания универсализма в современной философии, возможно дать следующее определение универсализма: «Универсализм это современная теоретическая мировоззренческо-методологическая концепция понимания (достижения) единства человеческого сообщества с целью сохранении культурного многообразия в его гуманистической ориентации». В работах В.И. Байденко по Болонскому процессу и компетентностному подходу рассматриваются более 200 универсальных и системных компетенций по классификации проекта «TUNING». При этом в составе универсальных компетенций к интеллектуальным компетенциям непосредственно относятся: способность к синтезу; способность применять знания на практике; планирование и управление временем; базовые знания в области обучения и др. [5]. Во ФГОС высшего образования (аспирантура) выделяются общепрофессиональные, универсальные (не зависящие от конкретного направления подготовки) и профессиональные компетенции. Ключевыми факторами успешности современных программ подготовки «Исследователей. Педагогов-исследователей» являются: – формирование универсальных/переносимых (т.е. сохраняющих свою ценность и вне контекста академических исследований) компетенций, в основе которых лежат навыки критического мышления, научной коммуникации, организации исследований и которые могут быть реализованы в любых сферах деятельности, где продолжает свое профессиональное развитие обучающийся (в том числе за пределами академической карьеры); – развитые возможности коммуникации между преподавателями, аспирантами, студентами и привлеченными исследователями в рамках разнообразных форм взаимодействия как формального, так и неформального плана. Участие в научных проектах за пределами вуза, научно-исследовательской организации, сотрудничество со структурами бизнеса; – организация взаимодействия научного руководителя и аспиранта, основанного не только на информационной, но и эмоциональной поддержке. Это предполагает развитие базовых психолого-педагогических навыков научного руководства, позволяющих рефлексивно оценивать с точки зрения эффективности и педагогической целесообразности те способы коммуникации, которые они используют в работе с обучающимися. Литература
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.