Достижения российского образования в фокусе 2014 года |
Страница 2 из 4
Процесс изменения образовательной политики характерен для всех стран мира, в том числе и для России. Анализ около 450 образовательных реформ, проводимых 34 странами Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) с 2008 по 2014 годов, показал, что основными направлениями реформирования образовательной политики стран-участниц ОЭСР являются: подготовка студентов к будущей профессии, совершенствование школ, доступное и качественное образование для всех, оценка и анализ образовательной политики, финансирование реформ и управление образованием. Обобщение приоритетных целей системы образования Российской Федерации 2014 года [1] свидетельствует об общности подходов в реформировании как отечественной, так и зарубежной систем образования. В Российской Федерации впервые с 2014 года, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подведены итоги реализации государственной политики в сфере образования [2]. Обобщение базовых целевых установок системы образования страны 2014 года свидетельствует о двух векторах развития: повышение доступности и качества российского образования. Результативность системы образования России это поле интересов не только российского сообщества, но и в целом международного рынка образовательных услуг. В соответствии с Законом об образовании дошкольное образование является первым уровнем образовательной системы. В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации [3] для достижения 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в субъектах Российской Федерации разработаны региональные и муниципальные поэтапные программы («дорожные карты») по ликвидации очередности в дошкольные учреждения и максимальному охвату детей. «Дорожные карты» включают два основных направления: ликвидация очередности за счет развития государственной (муниципальной) системы дошкольного образования и использование возможностей негосударственного сектора дошкольного образования. По данным Федеральной службы государственной статистики, дошкольным образованием охвачено в 2014 году - 5,5 миллиона детей, для примера: в 2013 году – 6,3 миллиона детей. И хотя доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет достигла более 99% в 26 субъектах Российской Федерации, а в 45 субъектах Российской Федерации данный показатель составил от 90 до 99%, все же данная проблема остается актуальной для ряда регионов. Так, в 14 субъектах Российской Федерации показатель доступности дошкольного образования для данной возрастной группы не достигает 90%: в Краснодарском крае (77,67%); в Республике Саха (Якутия) (81,28%); в республиках Алтай (87,65%), Бурятия (85,02%) и Тыва (78,24%), в Красноярском крае (87,48%), Омской области (87,87%); в республиках Дагестан (51,82%), Ингушетия (27,61%), Карачаево-Черкесской (86,37%), Северная Осетия – Алания (86,91%), Чеченской Республике (76,47%); в Республике Крым (79,36%), Севастополе (86,65%). В среднем охват детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием в конце 2014 году возрос до 93,65% от общей численности детей соответствующих возрастов (2013 год - данный показатель составил 53,9 %). Наряду с расширением сети муниципальных детских садов, в России развиваются негосударственные формы дошкольного образования - как в качестве структурного подразделения образовательных организаций (семейные группы, в которых осуществляется присмотр и уход за детьми), так и в виде частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования (на 1 января 2014 г. их численность составила 2055 организаций). Вместе с тем при повышении охвата дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет уровень охвата детей до 3 лет дошкольным образованием в Российской Федерации вырос и составил чуть более 4% (в 2013 год – 3,5%). В 2014 году в 83 субъектах Российской Федерации введена в эксплуатацию электронная очередь для записи в детские сады, что обеспечивает прозрачность при распределении новых мест в детских садах (2013 год - в 24 субъектах Российской Федерации). В то же время проблема обеспечения доступности дошкольного образования во многих зарубежных странах отсутствует. Это связано с тем, что в большинстве стран дошкольное образование является не обязательным, а также с демографической политикой стран (в странах существуют системы субсидий, выплат, компенсаций, дотаций для родителей, не отдавших ребенка в детский сад). Охват дошкольным образованием детей в Исландии составляет 99%, Бельгии – 97%, Дании – 96%, Франции – 94%, Германии – 92%. Интересен и сам факт по источникам финансирования. В практике зарубежных стран финансирования системы дошкольного образования выделяются как государственное бюджетирование, так и использование частного привлеченного капитала. Примерами такого софинансирования может служить сеть «материнских школ» Франции, в то время как в Исландии, Германии, Финляндии, как правило, такие детские сады-школы бесплатны и финансируются за счет государства. Кроме того, во Франции применяется система финансирования дошкольного образования за счет средств церкви (охват – 10% детей), а в Германии, Великобритании, США – за счет средств предприятий и организаций, на которых работают родители. В целом говоря о системе дошкольного образования за рубежом, необходимо отметить высокий уровень развития негосударственного сектора, так, в США он составляет 67%, в Великобритании – 41%, в Китае – 30%, Франции – 28%, Германии – 25%. Выделяя ключевые достижения системы образования, необходимо отметить важность международных интеллектуальных соревнований и сопоставительных исследований. Результаты международных исследований, как правило, служат основой для реформирования систем образования. Сравнительный анализ полученных результатов может стать базисом в рамках формирования механизмов, направленных на повышение качества национальных исследований в области образования, отработки новых методик и технологий в области оценки качества образования. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.