Достижения российского образования в фокусе 2014 года

 

В Российской Федерации в 2014 году во всех этапах всероссийской олимпиады приняли участие свыше 7,4 млн обучающихся (2013 г. – 9 млн обучающихся). При этом почетного титула победителя и призера олимпиады удостоены 1410 человек (в 2012 году – 1587 чел., в 2013 году – 1505 чел.). Все победители и призеры олимпиады награждены премией для поддержки талантливой молодежи.

На международных интеллектуальных соревнованиях школьниками сборных команд Российской Федерации в 2014 году завоевано 19 золотых, 16 серебряных и 3 бронзовых медали (в 2013 году завоеваны 21 золотая, 12 серебряных и 2 бронзовые медали). Впервые в 2014 году Россия заняла 1-е общекомандное место по числу медалей на международной олимпиаде по химии, и все члены сборной команды по географии стали обладателями наград международного уровня. Сборные команды Российской Федерации в общекомандных зачетах по математике, информатике, физике, астрономии вошли в 5-ку сильнейших команд мира. На естественнонаучной олимпиаде юниоры разделили 2 и 3 место с командой из Таиланда.

Вместе с тем в 2013 году сборная команда Российской Федерации на олимпиаде по астрономии заняла 1 место в общекомандном мировом зачете. Кроме того, у России 2 абсолютных первых места в каждой возрастной группе и лучший результат в практическом туре младшей группы. На международной олимпиаде по информатике российские школьники разделили 1 и 2 место с Китайской народной республикой; по математике Россия разделила 3 и 4 место с США, а на олимпиаде по физике – с Сингапуром. По биологии сборная команда России вошла в пятерку сильнейших команд мира, по химии заняла 6 место в мире в общекомандном зачете.

Говоря о современных достижениях, необходимо отметить огромный накопленный опыт нашей страны в олимпиадном движении. Так, в международной олимпиаде по математике команда Советского союза становилась победителем 14 раз, Китай - 19 раз, Россия - 2 раза, США - 4 раза. При этом на международных интеллектуальных соревнованиях школьников командное первенство 11 раз завоевал Китай.

В 2013 году были объявлены результаты исследования PISA-2012, в котором участвовало 65 стран, включая Россию. В исследовании приняло участие 5219 учащихся из 227 образовательных учреждений 42 регионов Российской Федерации. Результаты показывают, что Россия занимает 31-39 места по математической грамотности, 38-42 места - по читательской грамотности, 34-38 места - по естественнонаучной грамотности. Российская Федерация входит в группу стран (наряду с Бразилией, Италией, Польшей, Португалией, Таиландом, Тунисом, Макао - Китай), которым удалось продемонстрировать значительный прирост в результатах теста PISA с 2003 по 2012 годы. По итогам международного исследования качества общего образования PISA Россия в 2014 году заняла 34 место среди 74 стран по математике. Лучшие показатели PISA-2014: Шанхай-Китай, Сингапур, Гонконг, Финляндия, Южная Корея. При этом в сравнении с последним исследованием PISA-2014 результаты Южной Кореи подросли на 30 баллов, Германия сократила разрыв между хорошо и слабо подготовленными детьми. Польша с 37 позиции переместилась на 11-е место. Чили улучшила показатели на 50 баллов.

С целью повышения глобальной конкурентоспособности и увеличения количества российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов, государственной политикой предусмотрены мероприятия, направленные на достижение данной цели. В 2014 году в ключевые международные рейтинги (THE, QS, ARWU) вошел 21 российский вуз, хотя еще 3 года назад этим могли похвастаться не более 10 университетов.

В рейтинг QS World University Rankings в 2014 году вошел 21 российский университет (из них 16 – ведущие университеты) (лучший результат - 114 место у МГУ им. М. В. Ломоносова). В ТОП-800 в 2013 году в число 800 лучших вузов мира всемирного рейтинга университетов QS вошли 18 российских вузов.

МГУ им. М. В. Ломоносова - единственный из российских университетов, входящий в ТОП-100 Шанхайского рейтинга университетов (Academic Ranking of World Universities).

За указанный период 2 российских университета вошли в ТОП-400 рейтинга THE – рейтинга университетов мира Таймс (The Times Higher Education World University Rankings): МГУ им. М. В. Ломоносова занял 196 место, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет – 301-350 мест.

В ТОП-100 рейтинга THE World University Rankings by Faculty в области естественных наук вошли 3 российских университета: МГУ им. М. В. Ломоносова занял 56 место, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет - 85 место, МИФИ – 95 место; в области инженерии и технологиям МГУ им. М. В. Ломоносова занял 66 место. В 2013 году также 3 российских университета вошли по физике (63-е место делят МГУ им. М. В. Ломоносова и МФТИ, 74-е место занял МИФИ), МГУ им. М. В. Ломоносова также занял 61-е место в рейтинге 100 лучших вузов по инженерии и технологиям.

В ТОП-100 рейтинга университетов стран БРИКС (проект QS при поддержке Минобрнауки России) вошло 20 вузов страны, в ТОП-200 рейтинга вошли 53 российских университета. В 2013 году вошло 19 российских университетов.

В период 2014 г. ведущие университеты вышли на этап реализации своих программ развития за счет внебюджетных средств.

Лучшие результаты за последние 10 лет в «британском» рейтинге Quacquarelli Symonds (QS) ТОП-100 университетов мира имеют: США (входят в рейтинг более 30 вузов страны), Великобритания (с 15 до 19 вузов за указанный период), Австралия (стабильно 7 вузов), Япония и Канада.

Абсолютная пятерка стран-лидеров «шанхайского» рейтинга (ARWU) университетов мира: США, Великобритания, Япония, Китай, Канада.

Выделяя приоритетность образовательной сферы, обучение в течение всей жизни человека, необходимо выделить сферу дополнительного образования. Дополнительное образование - это основа в становлении творческого, интеллектуального потенциала страны. Ориентация на запрос ребенка и его семьи, на запрос социума ориентирует на творческую или социальную деятельность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации, к 2020 году доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, должна увеличиться до 70-75% от общей численности детей этого возраста.

Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования в 2014 году составил 62% (2013 год – 58,5%). За 2014 год в системе дополнительного образования функционировали 10 410 организаций дополнительного образования детей (в 2013 г. - 10,5 тыс. организаций дополнительного образования детей различной ведомственной принадлежности, в том числе в сфере образования - 7,5 тыс. организаций), в которых обучалось 7 906 475 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Наблюдается прирост детей, охваченных программами дополнительного образования, за счет посещения кружков и секций в школе (за 2 года последних года увеличение более чем на 7%). Доля платного дополнительного образования в школе составила в 2014 году около 3%.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Достижения российского образования в фокусе 2014 года
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru