ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Резко отрицательные итоги коллективизации объясняются, в первую очередь ее насильственным характером. Крестьяне перестали чувствовать себя хозяевами на земле, существенный ущерб культуре хозяйствования нанесло уничтожение зажиточного, т.е. наиболее умелого и трудолюбивого крестьянства. Несмотря на механизацию и расширение посевных площадей, за счет освоения новых земель на целине и в других районах, повышение закупочных цен и введение пенсий и других социальных пособий колхозникам, производительность труда в колхозах и совхозах отставала от того уровня, который существовал на приусадебных участках;  валовой объем сельскохозяйственного производства все более отставал от роста населения. Из-за отсутствия стимулов в работе сельскохозяйственные машины и оборудование колхозов и совхозов нередко содержалось в плохом состоянии, семена и удобрения использовались расточительно, большими были потери при уборке урожая.

В период «хрущевской оттепели» административный нажим на сельскохозяйственные предприятия был несколько ослаблен путем изменений критериев планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхозы получали только обязательные задания по заготовкам вместо жёсткой регламентации деятельности. Они впервые могли решать сами, как использовать собственные ресурсы и организовать производство.

Государство с помощью бюджетных средств, особенно в 80-е гг. стремилось поднять финансовое, экономическое и социальное положение сельского хозяйства, обеспечить его стабильное развитие и отчасти решить продовольственную проблему страны.

Однако применение только методов административного регулирования не дало ожидаемых результатов и, начиная с середины 80-х годов, прошлого столетия, государство стало принимать решения в области поддержки сельского хозяйства, опираясь преимущественно на экономические методы. В частности, был принят Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР». Проведена реорганизация банковской системы, созданы коммерческие и кооперативные банки, расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства.

Аграрная реформа, проводимая с начала 90-х гг., должна была решить несколько задач, в том числе:

  •         в экономической области - формирование эффективного устойчивого агропромышленного производства, обеспечивающего в рыночных условиях более высокие показатели уровня и эффективности производства, удовлетворяющие потребности страны в продуктах питания и сельскохозяйственном сырье при безусловном обеспечении продовольственной безопасности государства;
  •         в социальной сфере - создать условия для комплексного обустройства деревни и сельского развития, преодолеть разрыв в уровне жизни сельского и городского населения;
  •         в области экологии - обеспечить производство экологически чистого продовольствия [3].

Вместе с тем, приняв курс на рыночные преобразования, государство полностью самоустранилось от регулирования экономических процессов в сельском хозяйстве, и, как следствие, начатые в начале 90-х годов прошлого столетия реформы привели к довольно плачевным результатам: это и катастрофическое снижение объемов производства практически во всех отраслях народного хозяйства, и гиперинфляция, и резкое увеличение внешнего и внутреннего долга страны, и падение уровня жизни населения.

Оценка действий государства в последнем десятилетии свидетельствует о повышении его роли в решении вопросов поддержки агропромышленного комплекса при помощи федеральных целевых программ, указов и распоряжений Президента. Все эти меры ориентированы, прежде всего, на импортозамещение. В условиях непростой внешнеполитической ситуации, внутри страны создаются предпосылки для стимулирования и развития отечественного АПК, являющегося основой продовольственной безопасности страны.

Литература

  1.   Государственная поддержка и механизмы ее реализации в АПК-М.: Восход А. - 2008. - 224 с.
  2.   Крылов В.С. Государственное регулирование агропромышленного производства – объективное требование рыночной экономики / В.С. Крылов // Достижения науки и техники АПК. – 2002. – № 4. – С. 35-38.
  3.   Сидоренко, В. Государственное регулирование аграрного сектора экономики России. Международный сельскохозяйственный журнал № 6. –  2009. – С. 5-8. 




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru