Концепт «национальное самосознание» как объект лингвистических исследований

 

 Концепты возникают в сознании человека на основе лексических значений слов и на основе личного и народного культурно-исторического опыта. Чем богаче этот опыт, тем шире границы концепта и возможности для возникновения эмоциональной оболочки слова, в которой находят свое отражение все стороны концепта.

Трудность интерпретации и описания концепта обусловлена многообразием содержания самого концепта, что, в свою очередь, ведет также к возникновению проблемы спецификации и терминологической дифференциации схожих мыслительных образований.

В современной филологии исследованием концептов занимаются Н. Ф. Алефиренко, О. А. Алимурадов, Н. Д. Арутюнова, А. П. Бабушкин, Л. Барсалоу, A. Вежбицкая, С. К. Воркачев, Л. А. Грузберг, В. З. Демьянков, А. А. Залевская, В. И. Карасик, Е. С. Кубрякова, В. В. Лазарев, Д. С. Лихачев, В. А. Лукин, В. А. Маслова, В. П. Руднев, Т. Ю. Сазонова, Г. Г. Слышкин, Ю. С. Степанов, И. А. Стернин, Р. М. Фрумкина, Н. Ю. Шведова, А. Д. Шмелев и ряд других ученых.

Необходимо отметить, что понятие концепта является достаточно разработанным в отечественной культурологии и филологии, однако в разных направлениях этот термин приобретает различное содержание. Как представляется, концепт – это блок словесных трансформаций внутри одного и того же семантического поля, составляющего цельное (философское, психологическое, художественное и т. д.) понятие.

Как считает И. С. Кон, «термин «национальный характер» не аналитический, а описательный; он появился первоначально в литературе о путешествиях с целью выразить специфику образа жизни того или иного народа. Один автор, говоря о национальном характере, подразумевает темперамент, особенности эмоциональных реакций народа. Другой же фиксирует внимание на социальных ориентациях, нравственных принципах, отношении к власти, труду и т. п. А ведь это совершенно разные вещи» [3, 148].

В диссертационном исследовании А. В. Шапкиной приводится следующее определение понятия национальная идентичность: «Это одно из центральных представлений в национальном сознании; часть идентификации личности, которая базируется на процессах самосознания, отожествления индивида с другими индивидами нации. Важнейшим механизмом действия этих процессов является оппозиция «свой – чужой», состоящая из национальных концептов, позволяющих выделять сходства и различия между компонентами оппозиции. Ядро и периферию национальной идентичности составляют концепты, которые в разные исторические эпохи могут актуализироваться и бытовать как константы национальной идентичности. В силу непостоянного характера концептов, характеризующих ту или иную национальную идентичность, сама категория национальная идентичность имеет колеблющийся характер» [6, 5].

Концепт «национальное самосознание» универсален. Он состоит из общих для всех наций и народов мира ценностных понятий, таких как Отечество, долг, вера, семья, честь, любовь и другие. И в то же время внутри каждого народа этот концепт может складываться из соединения классовых, специфических национальных и универсальных концептов с учетом мировоззрения и собственных представлений о человеческих ценностях. На основе этого формируются национальные культурные ценности, на этом строится поведенческая культура, также опирающаяся на собственное видение мира. Под национальным самосознанием понимают «совокупность взглядов, оценок и отношений, выражающих содержание и особенности представления членов национальной общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними» [5, 212].

Принципиально важным в этом плане представляется исследование характера миропонимания Генри Джеймса. Думается, что наиболее концептуально значимыми в произведениях Генри Джеймса, обладающими высокой частностью употребления в разных лексических и грамматических вариантах являются мифологемы, выраженные концептом «национальное самосознание». Здесь следует отметить, что ввиду многозначности данного понятия («национальные особенности», «национальный характер», «национальная идентичность», «национальное своеобразие», «национальное самоопределение») оно уникально и соединяет в себе большой спектр оттенков от самосознания до самоопределения. Выбрав только одно из значений, мы, на наш взгляд, обедним, искусственно сузим определение «национальное самосознание». По мнению Т. А. Комовой, «identity» «может пониматься как сложно структурированный концепт, включающий в себя такие составные части нашего опыта, как земля, которой мы присваиваем особое имя – Родина» [2].



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Концепт «национальное самосознание» как объект лингвистических исследований
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru