Концепт «национальное самосознание» как объект лингвистических исследований

Генри Джеймс умело ведет своего читателя к постижению характеров главных героев: это заметно в сопоставлении двух культур, в показе искушенности, изощренности Европы, с одной стороны, и наивности, простодушия Америки – с другой; европейской социальной поляризации, с одной стороны, и американского демократического общества – с другой. Таким образом, в свете данного представления жизни двух континентов роман приобретает еще большую остроту. Составители этнопсихологического словаря понимают под национальным самосознанием «осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений» [7, 54]. Таким образом, при всей своей универсальности концепт «национальное самосознание» имеет для каждой нации свое наполнение.

Рассмотрим одно из центральных понятий, особый национальный тип – «innocent», имеющий как положительные, так и отрицательные смыслы. Понятие это напрямую связано с идеей книги и ее главным героем. Так, во второй главе романа «Американец» читатель встречает замечание автора:

«Life had been for him an open game and he had played for high stakes».

Герой Джеймса – это взрослый ребенок, и восприятие окружающего мира у него тоже детское. В романе «Американец» это специфически национальный тип «innocent» (простодушный герой, чье сознание не знает зла). Прежде всего, Генри Джеймс сближает концепт «национальное самосознание» и мифологему «innocence», для автора они не просто схожи, а являются частью одного целого: «innocence» раскрывает различные стороны концепта «национальное самосознание», дополняет его внутреннее содержание. Понятие соотносится с главной идеей книги. Эта мифологема выражена целым рядом вариаций: «an American», «national type», «national origin», «naive», «self-reliance», «frank». Именно такое описание дает Генри Джеймс своему герою в начале романа:

«It was our friend's eye that chiefly told his story; an eye in which innocence and experience were singularly blended. <…> Frigid and yet friendly, frank yet cautious, shrewd yet credulous, positive yet skeptical, confident yet shy, extremely intelligent and extremely good-humored…».

Как видим, концепт «национальное самосознание» не назван Генри Джеймсом, но он присутствует в данном микроконтексте и легко стимулируется в сознании читателя на основе лексических вариаций: «frigid», «friendly», «frank», «cautious», «shrewd», «credulous», «positive», «skeptical», «confident», «shy», «extremely intelligent», «extremely good-humored».

Герой не подозревает о существовании каких-либо пороков, темных сторон характеров в тех, с кем знакомится. И самое удивительное – он думает, что и его так же естественно и без каких-либо предубеждений воспринимают другие. Каждому человеку в его раннем детстве свойствен особый детский оптимизм. Он отличается от оптимизма взрослого человека отсутствием какого-либо расчета. Ребенок способен просто наивно полагать, что все обязательно будет хорошо (как в сказке). Тем не менее, оптимизм есть оптимизм, исходит ли он от взрослого или от ребенка.

Следует отметить, что тема создания национального характера является одной из центральных в исследованиях историков и культурологов: А. Б. Ботникова, И. Б. Гасанов, В. П. Григорьева, Л. И. Гришаева, И. С. Кон, Ю. В. Николаева, М. К. Попова, Н. Л. Потанина, А. В. Прошунин, Н. А. Соловьева, М. А. Стернина, В. В. Струков, Т. Г. Струкова, С. Н. Филюшкина, М. В. Цветкова, Г. Ю. Шишкина и других.

Однако только в последние годы художественные концепты становятся предметом пристального внимания, хотя в целом анализ художественного текста с концептуальной точки зрения имеет уже достаточно прочную традицию в отечественной филологии (прежде всего, в рамках рассмотрения идиостиля писателя). Данное направление учитывает достижения всех вышеописанных направлений лингвистики, филологии, социолингвистики, культурологии, искусствоведения, литературоведения, а специфика материала обуславливает комплексный подход к концепту в рамках исследований такого рода.

Современная наука при исследовании художественного текста, языка отдельного автора все чаще рассматривает концепт в рамках идиостиля. По мнению В. В. Виноградова, «понятие стиля является везде и проникает всюду, где складывается представление об индивидуальной системе средств выражения и изображения, выразительности и изобразительности, сопоставленной или противопоставленной другим однородным системам» [1, 167]. Стиль писателя академик В. В. Виноградов трактует как «систему индивидуально-эстетического использования свойственных данному периоду развития художественной литературы средств словесного выражения» [1, 167].

По определению В. В. Леденевой, «идиостиль обнаруживает себя в результате текстопорождающей и эстетической деятельности языковой личности, поэтому он отражается в интеграции предпочтительных тем, жанров, средств и приемов, необходимых для построения текста и передачи как информативных, так и эмотивно-экспрессивных компонентов. Исследователь считает, что при отборе средств для выражения своего замысла автор руководствуется субъективной категорией предпочтительности, а это и обусловливает индивидуальный характер идиостиля, его отличие от идиостилей других писателей» [4, 36].

Что касается концептуального анализа, следует отметить, что использование той или иной конкретной методики анализа художественных концептов во многом зависит от объекта исследования (конкретный автор, конкретный художественный текст), а также от типа концепта, который подвергается изучению.

Концепт является ключом для адекватного восприятия содержательной стороны произведения и его эмоционально-оценочной информации. С другой стороны, исследователи говорят о репрезентации концепта и индивидуальной концептосферы именно в художественном тексте.

Концепт, будучи базовым элементом человеческого сознания, представляет большой исследовательский интерес. Изучение концептов дает возможность приблизиться к пониманию сложных мыслительных процессов человека, включающих переработку информации, формирование «своего» знания, способность находить собственное решение какой-либо задачи. Успешное функционирование этих процессов обеспечивается взаимодействием человека с окружающей средой.

Литература

 

  1.      Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1980. 656 с.
  2.      Комова Т. А. Концепты языка и культуры в контексте СМИ [Электронный источник] Режим доступа: (дата обращения: 08.02.2015).
  3.      Кон И. С. К проблеме национального характера// История и психология. М: Наука, 1971. С. 122 – 158.
  4.      Леденева В. В. Идиостиль (к уточнению понятия) // Филол. науки. 2001. № 5. С.36 – 41.
  5.      Политология: Энциклопедический словарь. М.: Publishers, 1993. 433 с.
  6.      Шапкина А. В. Романы А. К. Дойла «Белый отряд» и «Сэр Найджел»: проблема национальной идентичности: Автореф. дис. канд. филол. наук, Воронеж, 2008. 24 c.
  7.      Этнопсихологический словарь. М.: Изд-во Московского психолого-социального института,1999. 343 с.
  8.      James H. The American. New York: Hardback Edition, 1970. 384 p.




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Концепт «национальное самосознание» как объект лингвистических исследований
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru