Методика профилактики правонарушений связанных с нарушением общественного порядка среди несовершеннолетних

В своих работах  Малкова В.Д. отмечала, что подростковая преступность является своеобразным резервом для преступности в целом, т.к. криминально активные несовершеннолетние склонны к совершению общественно опасных деяний как до, так и после достижения возраста уголовной ответственности [4, с. 345-346].

             Следует отметить, что, правонарушения и преступность несовершеннолетних имеет ряд специфических черт, которые проявляются как в причинном комплексе и мотивации формирования преступного поведения, так и в ее уровне и тенденциях развития.

            Как отмечает доктор юридических наук И.М. Мацкевич, «понятие преступности несовершеннолетних связано с определенными возрастными границами и включает четыре возрастные группы несовершеннолетних: 10-13 лет, 14-15, 15-16 и 17-18 лет. Этот возрастной период определяет судьбу каждого человека, поскольку в подростковом возрасте происходит формирование характера и становление личности человека». [5, с. 556].

           В частности профессор Г. М. Миньковский относится с осторожностью к возведению общевозрастных свойств несовершеннолетних в степень криминогенных. [6, с. 188].

 При системном подходе к проблеме воспитания подрастающего поколения, а так же направленности на предотвращение и профилактике правонарушений несовершеннолетними – при контроле и эффективной работе приведет  к определенным результатам.

Важно отметить, что  в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних важным звеном  являются комиссии по делам несовершеннолетних.  Основные функции, данного института это соблюдение прав несовершеннолетних, рассмотрение дел несовершеннолетних, а так же государственный контроль за условиями содержания и  качественным проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях МВД, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждениях.

Большую роль имеют в решении вопросов, связанных с профилактикой правонарушений несовершеннолетними – органы социальной защиты, на их основе создаются территориальные центры социальной помощи, психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи (телефоны доверия). Что является важным компонентом с системе помощи несовершеннолетним в трудных, жизненных ситуациях.

   По статистике, ежегодно  растет число подростков, нуждающихся в помощи созданных специализированных учреждений для несовершеннолетних, для   социальной реабилитации.  В данный период особое внимание уделяется  социально-реабилитационным центрам, созданы и имеют государственную поддержку  социальные приюты, обеспечивающие временное проживание детей, оказавшихся в трудных условиях,  требуют развития и материально-технической поддержки   центры помощи детям, оставшиеся без попечения родителей.

Образование, является основой воспитания подрастающего поколения. 

 Поэтому качественная работа учреждений образования и органов управления образованием, является основой  разработки профилактических мероприятий, для заполнения досуга, развития, и воспитания подрастающего поколения.  Профилактические функции выполняют детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения.

 Одним из элементов воздействия на развитие подрастающее поколение, является  организация досуга несовершеннолетних.  Данной проблемой занимаются  органы и учреждения по делам молодежи, учреждения культуры, спорта, туризма, молодежные объединения, другие общественные организации и движения.  В каждом регионе РФ – разработана своя программа.

 Самым важным звеном в работе с несовершеннолетними,  являются органы и учреждения внутренних дел, среди которых ведущими являются подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (далее ОППН), Следует отметить, что  при работе с малолетними потенциальными преступниками, активная работа социального педагога, как мера воздействия, считаю так же необходима, что исследовано и предложено многими специалистами.

Одним из вспомогательных элементов  профилактики преступности несовершеннолетних являются органы опеки и попечительства и органы служб занятости.  Важно учитывать, что в эту  систему входит прокуратура РФ, которая в соответствии с 1, 8, 10 и другими статьями Федерального Закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», а   ее первостепенной функцией является  осуществление  контроля за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних.  Прокуратура выступает координатором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних.

Не можем не отметить огромную роль социального педагога в  корректировке и становлении личности подростка. Как отмечал  Чуносов М.А., что  профессиональная, профилактическая роль социального педагога, охватывает  развязывание круга проблем, связанных с деликвентным поведением подростка [8, с. 192-194].   

Так же Чуносов М.А отмечает, что  существуют определенные противоречия между потребностями общества,  государства, системы социальных служб, нехватка компетентных специалистов, способных конструктивно решать  социальные задачи по профилактике правонарушений у несовершеннолетних, не дает быстро и эффективно решить данную  сложную и болезненную для общества задачу.    В своих научных работах он раскрывает особенности профилактической деятельности социального педагога, которая  должна содержать компоненты, которые позволяют сформировать условия для появления «профилактического эффекта». Для этого должна быть разработана социально-педагогическая технология профилактики делинквентного поведения,

целью которой является формирование у подростков субъективного представления о противоправных состояниях внешней среды; представлений о неотвратимости наказания за осуществление противоправных действий; способности предусматривать появление противоправной ситуации; негативного эмоционального отношения к правонарушению как социальному явлению; общеморальных и этичных наставлений по отношению к себе и другим людям [8, с. 192-194].   

             Психологический аспект  в работе с несовершеннолетними – важен, и является ключевым. При работе с подростками должно учитываться, что мировосприятие, особенности межличностного общения, характерные именно для подростков.  В своих работах Цевелева И.В. – отмечала,  что микросреда влияет  на появление деликвентного или криминального поведение подростка, так как мотивация такого поведения зачастую исходит из ближайшего окружения подростка и носит характер аддикции (психологической зависимости) [9, с. 128-130].   

Это проблема общества и государства, а так же развития ее  важнейших институтов.

Рассмотренный  выше  материал позволил нам сделать выводы  о сложности работы   органов   внутренних дел, так же о важности разработки методик профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних,  так же в статье рассмотрен аспект системного подхода в выборе  воспитательного воздействия на подрастающее поколение, и как видно из статистических данных,  в этом нуждаются не менее  180 тысяч подростков ежегодно.  Важная задача поставить вопрос о персональной ответственности малолетних правонарушителей.

 Ключевой момент в разработке профилактических мер – проведение разъяснительной работы и донесение до аудитории, что эта ответственность не всегда может быть уголовной: ежегодно 60 тысяч несовершеннолетних освобождаются от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям.

Важно понимать, что от способности органов правопорядка  правильно расставить акценты в работе с подростками,  а также   эффект от правильного подбора  инструментов  воспитательного воздействия зависит судьба несовершеннолетних, оступившихся и попавших  под надзор правоохранительных органов. Здесь должна быть увеличена роль социального педагога, который сможет ввести в нормальную жизнь, оступившегося подростка, или же провести профилактические воспитательные  мероприятия по предотвращению  подростковых правонарушений.

Литература

 

1. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова.-М.: Юристъ, 2002.-697с.

2. Административное право в схемах и определениях: Учебное пособие. А.Г. Федощев, Н.Н. Федощева. 2-е изд, переработанное и дополненное – М.: Книжный мир.2010. - 112с.

3. Кодекс об Административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ принят ГД ФС РФ 20.12.2001

4. Криминология: Учебник/ под ред. В.Д. Малкова, М., 2008. С. 345 – 346.

5. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова, М., 2010. С. 556

6. Миньковский Г.М. Борьба с преступностью несовершеннолетних в ВНР/ Г. М. Миньковский// Вопросы предупреждения преступности. Вып. 1. М.: Юрид. лит, 1965. С. 168.

7. Силанов К.С. Преступления несовершеннолетних с повышенной общественной опасностью: учеб.-метод. пособие/ К. С. Силанов. М.: Юнити-Дана, 2005. С. 61.

8.  Чуносов М. А. Социально-педагогическая технология профилактики деликвентного поведения несовершеннолетних - Альманах современной науки и образования, 2013. № 2 (69). C. 192-194.

9. Цевелева И. В. Формы использования специальных знаний в расследовании преступлений с участием несовершеннолетних – Альманах современной науки и образования, № 12 (90) 2014, С. 128-130

10.  Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе за январь - май 2014 года //https://contrast.mvd.ru/reports/item/2297484/ -Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации





Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Методика профилактики правонарушений связанных с нарушением общественного порядка среди несовершеннолетних
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru