Методика профилактики правонарушений связанных с нарушением общественного порядка среди несовершеннолетних |
Страница 2 из 2
В своих работах Малкова В.Д. отмечала, что подростковая преступность является своеобразным резервом для преступности в целом, т.к. криминально активные несовершеннолетние склонны к совершению общественно опасных деяний как до, так и после достижения возраста уголовной ответственности [4, с. 345-346]. Следует отметить, что, правонарушения и преступность несовершеннолетних имеет ряд специфических черт, которые проявляются как в причинном комплексе и мотивации формирования преступного поведения, так и в ее уровне и тенденциях развития. Как отмечает доктор юридических наук И.М. Мацкевич, «понятие преступности несовершеннолетних связано с определенными возрастными границами и включает четыре возрастные группы несовершеннолетних: 10-13 лет, 14-15, 15-16 и 17-18 лет. Этот возрастной период определяет судьбу каждого человека, поскольку в подростковом возрасте происходит формирование характера и становление личности человека». [5, с. 556]. В частности профессор Г. М. Миньковский относится с осторожностью к возведению общевозрастных свойств несовершеннолетних в степень криминогенных. [6, с. 188]. При системном подходе к проблеме воспитания подрастающего поколения, а так же направленности на предотвращение и профилактике правонарушений несовершеннолетними – при контроле и эффективной работе приведет к определенным результатам. Важно отметить, что в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних важным звеном являются комиссии по делам несовершеннолетних. Основные функции, данного института это соблюдение прав несовершеннолетних, рассмотрение дел несовершеннолетних, а так же государственный контроль за условиями содержания и качественным проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях МВД, специальных учебно- и лечебно-воспитательных учреждениях. Большую роль имеют в решении вопросов, связанных с профилактикой правонарушений несовершеннолетними – органы социальной защиты, на их основе создаются территориальные центры социальной помощи, психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи (телефоны доверия). Что является важным компонентом с системе помощи несовершеннолетним в трудных, жизненных ситуациях. По статистике, ежегодно растет число подростков, нуждающихся в помощи созданных специализированных учреждений для несовершеннолетних, для социальной реабилитации. В данный период особое внимание уделяется социально-реабилитационным центрам, созданы и имеют государственную поддержку социальные приюты, обеспечивающие временное проживание детей, оказавшихся в трудных условиях, требуют развития и материально-технической поддержки центры помощи детям, оставшиеся без попечения родителей. Образование, является основой воспитания подрастающего поколения. Поэтому качественная работа учреждений образования и органов управления образованием, является основой разработки профилактических мероприятий, для заполнения досуга, развития, и воспитания подрастающего поколения. Профилактические функции выполняют детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Одним из элементов воздействия на развитие подрастающее поколение, является организация досуга несовершеннолетних. Данной проблемой занимаются органы и учреждения по делам молодежи, учреждения культуры, спорта, туризма, молодежные объединения, другие общественные организации и движения. В каждом регионе РФ – разработана своя программа. Самым важным звеном в работе с несовершеннолетними, являются органы и учреждения внутренних дел, среди которых ведущими являются подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (далее ОППН), Следует отметить, что при работе с малолетними потенциальными преступниками, активная работа социального педагога, как мера воздействия, считаю так же необходима, что исследовано и предложено многими специалистами. Одним из вспомогательных элементов профилактики преступности несовершеннолетних являются органы опеки и попечительства и органы служб занятости. Важно учитывать, что в эту систему входит прокуратура РФ, которая в соответствии с 1, 8, 10 и другими статьями Федерального Закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», а ее первостепенной функцией является осуществление контроля за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних. Прокуратура выступает координатором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних. Не можем не отметить огромную роль социального педагога в корректировке и становлении личности подростка. Как отмечал Чуносов М.А., что профессиональная, профилактическая роль социального педагога, охватывает развязывание круга проблем, связанных с деликвентным поведением подростка [8, с. 192-194]. Так же Чуносов М.А отмечает, что существуют определенные противоречия между потребностями общества, государства, системы социальных служб, нехватка компетентных специалистов, способных конструктивно решать социальные задачи по профилактике правонарушений у несовершеннолетних, не дает быстро и эффективно решить данную сложную и болезненную для общества задачу. В своих научных работах он раскрывает особенности профилактической деятельности социального педагога, которая должна содержать компоненты, которые позволяют сформировать условия для появления «профилактического эффекта». Для этого должна быть разработана социально-педагогическая технология профилактики делинквентного поведения, целью которой является формирование у подростков субъективного представления о противоправных состояниях внешней среды; представлений о неотвратимости наказания за осуществление противоправных действий; способности предусматривать появление противоправной ситуации; негативного эмоционального отношения к правонарушению как социальному явлению; общеморальных и этичных наставлений по отношению к себе и другим людям [8, с. 192-194]. Психологический аспект в работе с несовершеннолетними – важен, и является ключевым. При работе с подростками должно учитываться, что мировосприятие, особенности межличностного общения, характерные именно для подростков. В своих работах Цевелева И.В. – отмечала, что микросреда влияет на появление деликвентного или криминального поведение подростка, так как мотивация такого поведения зачастую исходит из ближайшего окружения подростка и носит характер аддикции (психологической зависимости) [9, с. 128-130]. Это проблема общества и государства, а так же развития ее важнейших институтов. Рассмотренный выше материал позволил нам сделать выводы о сложности работы органов внутренних дел, так же о важности разработки методик профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетних, так же в статье рассмотрен аспект системного подхода в выборе воспитательного воздействия на подрастающее поколение, и как видно из статистических данных, в этом нуждаются не менее 180 тысяч подростков ежегодно. Важная задача поставить вопрос о персональной ответственности малолетних правонарушителей. Ключевой момент в разработке профилактических мер – проведение разъяснительной работы и донесение до аудитории, что эта ответственность не всегда может быть уголовной: ежегодно 60 тысяч несовершеннолетних освобождаются от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям. Важно понимать, что от способности органов правопорядка правильно расставить акценты в работе с подростками, а также эффект от правильного подбора инструментов воспитательного воздействия зависит судьба несовершеннолетних, оступившихся и попавших под надзор правоохранительных органов. Здесь должна быть увеличена роль социального педагога, который сможет ввести в нормальную жизнь, оступившегося подростка, или же провести профилактические воспитательные мероприятия по предотвращению подростковых правонарушений. Литература
1. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова.-М.: Юристъ, 2002.-697с. 2. Административное право в схемах и определениях: Учебное пособие. А.Г. Федощев, Н.Н. Федощева. 2-е изд, переработанное и дополненное – М.: Книжный мир.2010. - 112с. 3. Кодекс об Административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ принят ГД ФС РФ 20.12.2001 4. Криминология: Учебник/ под ред. В.Д. Малкова, М., 2008. С. 345 – 346. 5. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова, М., 2010. С. 556 6. Миньковский Г.М. Борьба с преступностью несовершеннолетних в ВНР/ Г. М. Миньковский// Вопросы предупреждения преступности. Вып. 1. М.: Юрид. лит, 1965. С. 168. 7. Силанов К.С. Преступления несовершеннолетних с повышенной общественной опасностью: учеб.-метод. пособие/ К. С. Силанов. М.: Юнити-Дана, 2005. С. 61. 8. Чуносов М. А. Социально-педагогическая технология профилактики деликвентного поведения несовершеннолетних - Альманах современной науки и образования, 2013. № 2 (69). C. 192-194. 9. Цевелева И. В. Формы использования специальных знаний в расследовании преступлений с участием несовершеннолетних – Альманах современной науки и образования, № 12 (90) 2014, С. 128-130 10. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации, в том числе в Крымском федеральном округе за январь - май 2014 года // |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.