Обеспечение безопасности дорожного движения на основе профессиональной подготовки специалистов автотранспортного профиля

В течение последних 5 лет ведущие автомобильные концерны активно работают над созданием систем автоматического управления автомобилем, которые будут исключать водителя как участника движения с большой степенью неопределенности и неверных решений.

Значительный потенциальный ресурс эффективного решения проблем обеспечения безопасности дорожного движения заложен в профессиональной подготовке специалистов разных уровней: от водителя до руководителей автотранспортных предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления, на которых возложены функции по обеспечению безопасности дорожного движения.

Рассмотрим категории работников объектов автотранспортной деятельности, вовлеченных напрямую в решение вопросов обеспечения безопасности движения.

Во-первых, это водители транспортных средств всех категорий. Основной проблемой, по мнению авторов, в подготовке водителей – является отсутствие в настоящее время подхода к водителю как профессии. Результатом обучения в автошколе сейчас является выдача удостоверения на право управления транспортным средством (ТС) определённой категории, и этого вполне достаточно для лиц, не работающих водителями. В то же время водители, особенно автобуса и грузовых автомобилей, чья должность обладает признаками повышенной опасности, например, опасные грузы, перевозка детей и т.д. должны проходить профессиональную подготовку, то есть иметь более высокий уровень теоретических знаний и практических навыков как по ПДД, так и по теории управления, конструкции, особенностям перевозки различных грузов и т.д.

Таким образом, необходим профессиональный стандарт, в котором определены требования к компетенциям профессии водителя и в результате обучения должен выдаваться документ о профессиональной подготовке. Такой опыт уже был в 70-е гг. прошлого века в Советском Союзе, а в настоящее время многие европейские страны в различных вариациях реализуют этот подход. Соответственно, целесообразно допускать работать водителем только лиц с профессиональной подготовкой. По мнению авторов, это требование должно распространяться на всех лиц, работающих в должности водителя в независимости от форм собственности и вида перевозок.

Во-вторых, это специалисты и руководители объектов, оказывающих услуги автомобильных перевозок всех видов, где основные должности напрямую связаны по функциональным обязанностям с вопросами обеспечения безопасности дорожного движения – руководители предприятий, инженер по БДД, механик на выпуске, диспетчер, начальник технической службы (главный инженер).

В настоящее время требования к данным категориям работников определяются ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», а также приказом Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. №75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом», в соответствии с которым «Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным ниже специальностям* (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации»». Таким образом, приказ уравнивает в правах лиц на занимание должностей, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения (БДД), которые имеют профессиональную подготовку в форме высшего или среднего специального образования автомобильного профиля, и лиц, не имеющих таковой, но прошедших в объеме 82 часа курсы квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации. Следует также отметить, что выполнять этот вид образовательной деятельности могут не только высшие и средние учебные заведения, выпускающие специалистов автотранспортного профиля, но и иные учреждения, обладающие соответствующей лицензией (лицензионные требования к которым сравнительно низкие). Такое правовое регулирование требований было целесообразно в 90-е гг. прошлого века, когда выпуск соответствующих специалистов был ограничен и не отвечал потребностям транспортной отрасли РФ.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Обеспечение безопасности дорожного движения на основе профессиональной подготовки специалистов автотранспортного профиля
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru