Особенности формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Кроме вышеуказанного, исследовательская деятельность, проведенная ребенком в непосредственно-образовательной деятельности, позволит:

  •        дать более полную информацию об изучаемом явлении или предмете;
  •        повысить наглядность и доступность материала, который при обычных способах изложения недоступен дошкольникам;
  •        сделать наиболее эффективным процесс ознакомления;
  •        наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.

В детском саду развивающая среда, способствующая развитию исследовательской деятельности детей, может быть представлена «центрами науки» во всех возрастных группах, что позволяет создать оптимальные условия в группах для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. К числу основных методов работы с детьми в данных уголках педагог относит исследовательскую деятельность, решение проблемных ситуаций, в ходе чего формируются умения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их [3, c. 108].

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования, вследствие чего у детей развиваются представления об основных физических явлениях, явлениях магнитного и земного притяжения, они знакомятся с различными свойствами воды и других веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть), перед детьми ставят проблемные задачи (огонь - это тепло, жизнь, и огонь - это уничтожение всего живого). Усвоение детьми старшего дошкольного возраста представлений о физических свойствах происходит и в других видах деятельности: игре, моделировании, конструировании, чтении литературы, труде на участке и в уголке природы и т. д.

Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника. Принцип научности предполагает знакомство старших дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития исследовательского интереса, формирования основ его мировоззрения.

В ряде методических разработок можно встретить элементарные экологические, биологические ошибки. Существует мнение, что научная достоверность на дошкольном уровне необязательна, достаточно сформировать у детей положительное отношение к природе. Однако опыт показывает, что неправильная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается на его поведенческих установках. Кроме того, неверная информация нарушает преемственность старшего дошкольного возраста и школьного обучения. Возможность изучения детьми старшего дошкольного возраста некоторых природных закономерностей на конкретных примерах доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями (С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова, И. А. Хайдурова). Это означает, что у ребенка можно и должно формировать систему научных экологических понятий, однако их содержание может быть объяснено через специфические дошкольные виды деятельности [4, c. 35].

Особенность мышления старших дошкольников в том, что оно базируется на чувственном восприятии. Это давно замечено дидактами, специалистами в области дошкольного образования. Поэтому познавательно-практическая деятельность является одним из самых оптимальных направлений в развитии у детей способности к исследовательской деятельности.

Таким образом, рассмотрев особенности формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что существуют определенные условия, в которых данная деятельность будет осуществляться более эффективно. Обобщим эти условия:

  •        педагог ставит перед детьми исследовательские задачи (А. Н. Поддъяков) [5, с. 85];
  •        педагог включает поэтапное обучение детей исследовательским действиям (А. И. Савенков) [6, с. 41];
  •        педагог организует закрепление исследовательских действий с природными материалами в специально созданных уголках экспериментирования (И. Э. Куликовская) [3, с. 91].

Литература

 

  1.      Запирова, А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду // Дошкольное воспитание, - 1973. - № 11. - С.-35 – 38.
  2.      Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
  3.      Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2005 - 291 с.
  4.      Поддъяков А. Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с различными объектами // Вестник Московского университета. № 4. - С. 34 - 41.
  5.      Поддъяков А. Н. Развитие и формирование исследовательского поведения и экспериментирования // Под ред. И. И. Ильясова, Н. А. Рождественской. - М.: Российское психологическое общество, Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998. - 85 – 98 с.
  6.      Савенков А. И. Научим детей задавать вопросы и выдвигать гипотезы. // Одаренный ребенок. – 2003. - № 2. - С.41 – 46.




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Особенности формирования исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru