Подготовка бакалавров педагогического образования к профессионально-педагогическому общению с учащимися

 

Профессионально-педагогическое общение рассматривается как система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых. Содержанием данного взаимодействия является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация отношений с помощью коммуникативных средств [1].

Мы под профессионально-педагогическим общением понимаем профессиональное общение, которое имеет определенные педагогические функции и направления деятельности. Это духовно-нравственный фон и научное содержание учебно-воспитательного процесса, где преобладающее значение имеют гуманность, душевная щедрость педагога, желание понять ученика и помочь ему [2].

Готовность бакалавра педагогического образовании к профессионально-педагогическому общению с учащимися проявляется в его владении педагогической технологией; в устойчиво-положительном отношении к учащимся, к педагогическому труду; в увлеченности своей работой; в стремлении к диалогу в общении со школьниками; во внимательном отношении к детям; в умении предъявлять прямые и косвенные педагогические требования; в сформированности чувства ответственности за свои действия, поступки и слова; в творческом отношении к своим профессиональным обязанностям; в наличии ряда профессиональных качеств: перцептивных, рефлексивных, проективно-конструкторских, управленческих, защитных, регулятивных; в наличии коммуникативных свойств (осознание норм и правил педагогической этики, своих профессиональных качеств; умение управлять настроением собеседника, преодолевать барьеры в общении, ориентироваться в целях и задачах партнера по общению и др.). Готовность к профессионально-педагогическому общению с учащимся включает также коммуникативную компетентность, речевую грамотность педагога, умение аргументировать свои доводы, убеждать, сдерживать свои излишние эмоции, сопоставлять факты при принятии педагогических решений.

Педагоги сегодня должны быть готовыми осуществлять профессионально-педагогическое общение со школьниками на основе гуманистических начал, предполагающих создание социально-психологической атмосферы взаимного доверия, взаимного сотрудничества, умение занимать определенные исходные позиции в общении с учениками. Первая позиция выражается в искренности, открытости чувств, мыслей, переживаний педагога. Эта позиция выступает как альтернатива сугубо ролевому, дистанционному поведению, типичному для преподавателя традиционной системы обучения. Вторая позиция основана на доверии к ученикам и проявляется в выражении внутренней уверенности в потенциальных возможностях обучающихся. Во многом она перекликается с педагогическим оптимизмом, опорой на положительные свойства ученика. Третья позиция основана на умении педагога «постоять в чужих туфлях», т.е. посмотреть на все вокруг, в том числе и на себя, глазами учащихся, оценить их действия и поступки с детских, подростковых позиций. [2].

Мы считаем, что овладению бакалаврами педагогического образования профессионально-педагогическим общением способствует:

– наличие соответствующих личностных качеств (общительность, артистичность, остроумие и др.), коммуникативных и речевых способностей (легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, прогнозировать и предупреждать назревающие конфликты и др.);

– умение создать атмосферу доверительности, вызвать к себе симпатию, проявлять активный интерес к детям, оперативно ориентироваться в педагогической действительности.

Формирование готовности к профессионально-педагогическому общению с учащимися у бакалавров педагогического образования может осуществляться на занятиях, входящих в состав разных циклов, прежде всего гуманитарного, социального и экономического и профессионального циклов, во время прохождения педагогической практики, где будущие педагоги получают возможность непосредственно пообщаться с обучающимися, с педагогическим коллективом, родителями.

Достижение высокого уровня готовности к профессионально-педагогическому общению у бакалавров педагогического образования предотвращает возможные трудности во взаимодействии со школьниками, позволяет создавать наилучшие психолого-педагогические, социальные условия для разностороннего развития дарований и способностей детей в учебно-воспитательном процессе.

Литература

  1.      Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В. А. Кан-Калик. М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  2.      Кириллова О.В. Теоретические и методологические основы профессионально-педагогического общения: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. Чебоксары, 1998. 403 c.




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Подготовка бакалавров педагогического образования к профессионально-педагогическому общению с учащимися
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru