Развитие лингвокреативных способностей учащихся при изучении словообразования

 

Среди задач современного образования в России – воспитание у обучающихся готовности адаптироваться в любой ситуации общения, формирование у них коммуникативных умений [2], развитие лингвокреативных способностей [3]

 

Часто словотворчество (языковая игра) связано с нарушением нормы, поэтому педагоги не только поощряют тягу обучающихся (учеников и студентов) к осознанному нарушению языковой нормы, но и учат уместному и тактичному ее нарушению, формируют умение отделять норму от не нормы, т.е.учат отличать языковую игру от речевой ошибки. Особенно эффективным является метод корнесловия (М.Н. Эпштейн), позволяющий развивать у учащихся языкотворческий потенциал. Этот метод направлен на порождение новых слов из русских корней в соответствии со смысловой или понятийной потребностью [1]. При этом производящая сила корня может стать основой для образования множества новых слов.

В процессе педагогической практике в средней школе (4, 7, 11 классы) мы актуализовали знания детей, связанные с современными названиями месяцев в русском языке. Затем учащимся была представлена информация о том, какие имена закреплены за месяцами в других славянских языках. После этого мы предложили ребятам заменить существующие русские названия месяцев новыми единицами с русскими, а не заимствованными корнями, т. е. такими словами, которые отражали бы, по мнению детей, внутреннюю форму слова, чтобы по этому слову можно было определить сущностную характеристику месяца. Мы рекомендовали учащимся при образовании новых слов активно использовать словообразовательные элементы русского языка [4]. В случаях, когда нам не вполне было понятно, почему ребенок придумал именно такое слово, мы просили его пояснить.

Получив и проанализировав результаты творческой деятельности учащихся, мы использовали факты словотворчества в дальнейшей работе на проводимых в этих же классах уроках русского языка, посвященных изучению словообразования.

Вместе с детьми были выяснены способы образования новых слов и определены деривационные модели, на основе которых были созданы новообразования. Далее, ориентируясь на эти модели, учащиеся должны были привести примеры слов, закрепленных в русском литературном языке за данным явлением, т.е. примеры нормативных единиц. Сопоставив количество приведенных языковых единиц, соответствующих той или иной модели, школьники делали выводы о продуктивности / периферийности моделей, а также выясняли, какие деривационные модели могут быть рассмотрены как окказиональные.

В итоге за три урока учащиеся средней школы не только поучаствовали в создании новых слов – названий месяцев, но и актуализировали знания по морфемике и словообразованию, а также познакомились с важными для лингвистики понятиями («словообразовательный тип», «словообразовательная модель», «продуктивность/ непродуктивность», «нормативное и окказиональное словообразование», «принцип аналогии в языке»).

В ходе выполнения нами этой опытно-экспериментальной работы учителями школы был отмечен неподдельный интерес школьников к процессам, происходящим в языке: ученики анализировали тот языковой материал, который сами же создали. Изучая сложные теоретические вопросы по словообразованию на материале новообразований, мы помогли доказать школьникам право на существование придуманных ими слов как потенциальных единиц языка.

Интересные результаты были получены при описании новообразований: внутренняя форма придуманных школьниками слов позволила выяснить, что для детей оказывается наиболее важным в тот или иной период года. Так, в новообразованиях, представленных 11-классниками, при переименовании месяцев мая и июня явно присутствовала тема предстоящей сдачи экзаменов: егэшник, экзаменарий, экзомби и др. Летние месяцы учащиеся именовали следующим образом: каникульник, беззаботник, расслабуха, отдыхновение и проч., а осенние: развезюха, грязень, мокрец и др.

Отдельные факты словотворчества детей заставили задуматься педагогов и психологов о том, в какой атмосфере живет ребенок. Например, в месяцеслове одного из семиклассников (ребенок из неблагополучной семьи) были выделены новообразования:  глупень (сентябрь) и похмель (январь).

Наше опытно-экспериментальное исследование было направлено, с одной стороны, на развитие лингвокреативной деятельности учащихся, с другой – на освоение школьниками предметных знаний по морфемике и словообразованию. А работа над новообразованиями  позволила ученикам  почувствовать себя субъектами изменений [5], происходящих в современном русском языке. Такая деятельность способствовала тому, что школьники увидели в словообразовании желание автора выразить в слове свой внутренний мир, что оказывает влияние на развитие образного мышления, в том числе его логического, ассоциативного и интуитивного компонентов.

Литература

1. Бахор Т.А., Лобарева В.С., Зырянова О.Н. Традиции серебряного века в произведениях сибирских авторов второй половины XX века// Фундаментальные исследования. 2013.№ 10-12. С. 2806-2809.

2. Воронов В.А., Бахор Т.А. Историческое краеведение как фактор личностного развития учащихся (из опыта работы).// Научно-методический журнал "Концепт". 2014. Т.20. С. 4231-4235.

3. Евсеева И. В. Комплексные единицы русского словообразования: Когнитивный подход. М., 2012. 312с.

4. Суворова П.Е. Конструирование культурных миров и языковая картина мира.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.– 2008.– № 78.– С. 143-154.

5. Суворова П.Е. Ментальное пространство как код модели мира//Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.– 2011.– № 4-2.– С. 157-160.





Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Развитие лингвокреативных способностей учащихся при изучении словообразования
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru