Сити-менеджер как главное звено местного самоуправления

Вᅟ связиᅟ сᅟ указаннымиᅟ переменамиᅟ вᅟ законодательствеᅟ оᅟ местномᅟ самоуправленииᅟ вᅟ 2003ᅟ г.ᅟ вᅟ Россииᅟ появилсяᅟ институтᅟ сити-менеджеров,ᅟ тоᅟ естьᅟ «наемныхᅟ управленцев,ᅟ которыеᅟ проходятᅟ конкурсныйᅟ отборᅟ иᅟ утверждаютсяᅟ депутатамиᅟ городскогоᅟ собрания»ᅟ [5.,ᅟ С.ᅟ 6.ᅟ ]ᅟ.

Сити-менеджер —ᅟ главаᅟ муниципальнойᅟ администрации,ᅟ занимающийсяᅟ решениемᅟ текущихᅟ задачᅟ иᅟ работающийᅟ поᅟ контрактуᅟ сᅟ городскимᅟ советом.ᅟ Приᅟ этомᅟ разработкаᅟ длительнойᅟ стратегииᅟ развития,ᅟ церемониальныеᅟ функцииᅟ иᅟ связьᅟ сᅟ вышестоящимиᅟ органамиᅟ остаютсяᅟ заᅟ мэром.

Вᅟ измененноеᅟ законодательствоᅟ былаᅟ внесенаᅟ схема,ᅟ согласноᅟ которойᅟ городскуюᅟ администрациюᅟ можетᅟ возглавлятьᅟ именноᅟ наемныйᅟ управляющий.ᅟ Обязанностьюᅟ сити-менеджераᅟ является,ᅟ какᅟ правило,ᅟ необходимостьᅟ осуществленияᅟ управленияᅟ муниципальнойᅟ собственностьюᅟ иᅟ обеспечениеᅟ устойчивойᅟ работыᅟ всехᅟ подведомственныхᅟ служб,ᅟ отᅟ деятельностиᅟ которыхᅟ зависитᅟ жизнедеятельностьᅟ населенногоᅟ пункта.

Самаᅟ организационнаяᅟ модельᅟ «советᅟ –ᅟ менеджер»,ᅟ приᅟ которойᅟ представительныйᅟ органᅟ нанимаетᅟ квалифицированногоᅟ специалистаᅟ дляᅟ руководстваᅟ администрацией,ᅟ появиласьᅟ вᅟ СШАᅟ наᅟ рубежеᅟ XIX-XXᅟ вв.ᅟ Датойᅟ первогоᅟ законодательногоᅟ оформленияᅟ такойᅟ схемыᅟ считаетсяᅟ 1908ᅟ г.,ᅟ хотяᅟ стихийноᅟ нечтоᅟ подобноеᅟ формировалосьᅟ иᅟ раньше.ᅟ Вᅟ 1920-1930-хᅟ гг.ᅟ этаᅟ практикаᅟ постепенноᅟ распространяется,ᅟ ноᅟ всплескᅟ популярностиᅟ даннойᅟ моделиᅟ приходитсяᅟ наᅟ 1970-еᅟ годы,ᅟ новыйᅟ подъемᅟ –ᅟ рубежᅟ XXᅟ иᅟ XXIᅟ веков,ᅟ когдаᅟ американскийᅟ опытᅟ вᅟ этойᅟ сфереᅟ начинаютᅟ активноᅟ заимствоватьᅟ другиеᅟ страны,ᅟ отᅟ ФРГᅟ иᅟ Великобританииᅟ доᅟ Бразилииᅟ иᅟ Гондураса.ᅟ Вᅟ СШАᅟ сегодняᅟ околоᅟ 40%ᅟ городовᅟ управляютсяᅟ поᅟ этойᅟ схеме.ᅟ Широкоᅟ рекламируемыеᅟ достоинстваᅟ такойᅟ системыᅟ –ᅟ возможностьᅟ подобратьᅟ дляᅟ управленческойᅟ работыᅟ профессионала,ᅟ неᅟ зависящегоᅟ отᅟ выборов,ᅟ политическихᅟ пристрастийᅟ иᅟ политическойᅟ конъюнктуры.ᅟ Считается,ᅟ чтоᅟ квалифицированныйᅟ специалистᅟ неᅟ толькоᅟ будетᅟ качественноᅟ управлять,ᅟ ноᅟ иᅟ вᅟ меньшейᅟ степениᅟ подверженᅟ коррупции,ᅟ посколькуᅟ подконтроленᅟ муниципальномуᅟ совету.ᅟ Громкоᅟ обсуждаемыеᅟ недостаткиᅟ –ᅟ отсутствиеᅟ прямойᅟ зависимостиᅟ отᅟ волеизъявленияᅟ гражданᅟ (нехваткаᅟ электоральнойᅟ легитимности)ᅟ иᅟ угрозаᅟ кадровойᅟ чехарды,ᅟ еслиᅟ представительныйᅟ органᅟ будетᅟ менятьᅟ управляющихᅟ слишкомᅟ часто.ᅟ Однакоᅟ этиᅟ популярныеᅟ аргументыᅟ поверхностныᅟ иᅟ лишьᅟ заслоняютᅟ собойᅟ существоᅟ дела.ᅟ Состоитᅟ оноᅟ вᅟ том,ᅟ чтоᅟ появление,ᅟ аᅟ потомᅟ распространениеᅟ моделиᅟ сити-менеджераᅟ былоᅟ вызваноᅟ жесткойᅟ необходимостьюᅟ иᅟ совершенноᅟ конкретнымиᅟ условиями.ᅟ Необходимостьᅟ измененияᅟ качестваᅟ

Схемаᅟ сᅟ сити-менеджеромᅟ возможнаᅟ какᅟ приᅟ прямыхᅟ выборахᅟ главыᅟ муниципальногоᅟ образования,ᅟ такᅟ иᅟ приᅟ егоᅟ выборахᅟ изᅟ числаᅟ депутатов.ᅟ Экспертыᅟ утверждают,ᅟ чтоᅟ сделаноᅟ этоᅟ дляᅟ того,ᅟ чтобыᅟ вᅟ головеᅟ городскогоᅟ главыᅟ политикаᅟ неᅟ смешиваласьᅟ сᅟ экономикой:ᅟ «Совет,ᅟ какᅟ иᅟ мэр,ᅟ меняетсяᅟ каждыеᅟ четыре-пятьᅟ лет.ᅟ Однакоᅟ нахождениеᅟ вᅟ креслеᅟ руководителяᅟ администрацииᅟ профессионалаᅟ страхуетᅟ городᅟ отᅟ резкогоᅟ измененияᅟ курсаᅟ развития.ᅟ Поэтомуᅟ вᅟ большинствеᅟ случаевᅟ сити-ᅟ менеджерыᅟ -ᅟ этоᅟ экономисты,ᅟ бухгалтерыᅟ иᅟ т.ᅟ п.»ᅟ [6.,ᅟ С.ᅟ 36.].

Следуетᅟ отметить,ᅟ чтоᅟ вᅟ такихᅟ регионахᅟ какᅟ Татарстан,ᅟ Башкортостан,ᅟ Удмуртия,ᅟ Белгородская,ᅟ Брянская,ᅟ Тюменская,ᅟ Челябинская,ᅟ Рязанскаяᅟ области,ᅟ ужеᅟ введенᅟ институтᅟ сити-менеджеров.

Средиᅟ основныхᅟ доводовᅟ сторонниковᅟ "сити-менеджмента"ᅟ доминируютᅟ два.ᅟ Во-первых,ᅟ вᅟ рядеᅟ регионовᅟ наемныеᅟ управленцыᅟ работаютᅟ годами,ᅟ простоᅟ этогоᅟ никтоᅟ неᅟ замечает.ᅟ Во-вторых,ᅟ менятьᅟ формуᅟ управленияᅟ городомᅟ позволяет 131 закон,ᅟ гдеᅟ четкоᅟ прописаныᅟ вариантыᅟ осуществленияᅟ этогоᅟ управления.ᅟ

Сегодняᅟ принятоᅟ считать,ᅟ чтоᅟ должностьᅟ сити-менеджераᅟ имеетᅟ большоеᅟ количествоᅟ весомыхᅟ преимуществ,ᅟ центральноеᅟ изᅟ которыхᅟ выражаетсяᅟ вᅟ том,ᅟ чтоᅟ хозяйствомᅟ вᅟ городеᅟ занимаетсяᅟ профессионал-ᅟ управленец,ᅟ аᅟ неᅟ политик.ᅟ Онᅟ неᅟ обремененᅟ страхами,ᅟ чтоᅟ населениеᅟ неᅟ переизберетᅟ егоᅟ наᅟ следующийᅟ срок,ᅟ вследствиеᅟ чегоᅟ можетᅟ пойтиᅟ наᅟ непопулярныеᅟ меры,ᅟ которые,ᅟ вᅟ конечномᅟ итоге,ᅟ обернутсяᅟ благомᅟ дляᅟ экономикиᅟ города.ᅟ Кромеᅟ того,ᅟ сити-менеджераᅟ легчеᅟ освободитьᅟ отᅟ должности,ᅟ чемᅟ всенародноᅟ избранногоᅟ мэра:ᅟ приᅟ невыполненииᅟ контрактаᅟ соᅟ стороныᅟ этогоᅟ управленцаᅟ специальнаяᅟ комиссияᅟ можетᅟ егоᅟ уволитьᅟ иᅟ нанятьᅟ нового.

Самостоятельностьᅟ местногоᅟ самоуправленияᅟ вᅟ любомᅟ государствеᅟ невозможнаᅟ безᅟ четкоᅟ очерченныхᅟ конституционныхᅟ рамокᅟ егоᅟ функционирования.ᅟ Границыᅟ иᅟ степеньᅟ самостоятельностиᅟ муниципальныхᅟ органовᅟ уточняютсяᅟ иᅟ корректируются,ᅟ кромеᅟ того,ᅟ законодательнымиᅟ актами.

Чтоᅟ разногоᅟ междуᅟ мэромᅟ иᅟ Сити-менеджером.ᅟ Дистанциюᅟ междуᅟ нимиᅟ определяютᅟ по-разному:ᅟ «Сити-менеджерᅟ -ᅟ этоᅟ наемныйᅟ администратор,ᅟ управляющийᅟ муниципалитетом,ᅟ подконтрольныйᅟ вышестоящемуᅟ должностномуᅟ лицуᅟ (губернатору)ᅟ иᅟ представительномуᅟ органуᅟ властиᅟ (горсовету).

Главноеᅟ отличиеᅟ отᅟ избранногоᅟ мэраᅟ -ᅟ невозможностьᅟ прийтиᅟ кᅟ властиᅟ путемᅟ волеизъявленияᅟ избирателей.ᅟ Онᅟ скорееᅟ ставленникᅟ конкретнойᅟ бизнес-ᅟ илиᅟ политическойᅟ группы,ᅟ котораяᅟ егоᅟ представляет,ᅟ иᅟ онаᅟ жеᅟ требуетᅟ отᅟ негоᅟ отчетаᅟ -ᅟ считаетᅟ одинᅟ эксперт.ᅟ -ᅟ Сᅟ уходомᅟ прямыхᅟ выборовᅟ мэра,ᅟ главаᅟ городаᅟ теряетᅟ самостоятельностьᅟ вᅟ обменᅟ наᅟ «конструктивные»ᅟ отношенияᅟ сᅟ правящейᅟ элитой.

Здесьᅟ естьᅟ главныйᅟ плюсᅟ иᅟ главныйᅟ минус:ᅟ ставшийᅟ «нелояльным»ᅟ сити-менеджерᅟ запростоᅟ можетᅟ бытьᅟ «задвинут»,ᅟ чтоᅟ неᅟ такᅟ простоᅟ сделатьᅟ сᅟ избраннымᅟ мэром».ᅟ Ещеᅟ естьᅟ вероятностьᅟ коррумпированностиᅟ Ситиᅟ –ᅟ менеджераᅟ вᅟ процессеᅟ осуществленияᅟ деятельности.

Однакоᅟ избираемость,ᅟ поᅟ моемуᅟ мнению,ᅟ этоᅟ неᅟ главныйᅟ критерий,ᅟ которыйᅟ отличаетᅟ «сити-мена»ᅟ отᅟ мэра.ᅟ Главноеᅟ отличиеᅟ заключаетсяᅟ вᅟ том,ᅟ «ᅟ чтоᅟ мэрᅟ вᅟ общественномᅟ мненииᅟ наделенᅟ властьюᅟ поᅟ волеᅟ народа.ᅟ Вᅟ силуᅟ этогоᅟ мэрᅟ болееᅟ политизированнаяᅟ фигураᅟ иᅟ болееᅟ самостоятельная.ᅟ Аᅟ сити-менеджер,ᅟ назначенныйᅟ безᅟ прямогоᅟ участияᅟ горожан,ᅟ властьюᅟ наделяетсяᅟ некимᅟ узким кругом лиц, «кланом».

Таким образом, принципиальное отличие одного от другого автор видит в первую очередь в степени легитимности, законности, в источнике власти полномочий одной должности и другой.

 

Литература

  1.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ». -  04.08.2014. -  N 31. - ст. 4398.
  2.      Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Парламентская газета». - N 186. - 08.10.2003.
  3.      Анимица Е.Г. Факторы и условия развития местного самоуправления в России // Чиновникъ. 2006. №5.
  4.      Ершов А.Н. Местное самоуправление в системе гражданского общества // Гражданское общество, государственная власть и местное самоуправление. - Казань, 2001.
  5.      Казенин К. Фронда городов вместо фронды регионов // Московские новости. 2006. 5 мая.
  6.      Жилякова Е. О чем мечтает сити-менеджер // БОСС. 2006. №11.




Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Сити-менеджер как главное звено местного самоуправления
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru