Стратегия инновационного развития Российской Федерации: к вопросу об перспективных направлениях актуализации |
Страница 3 из 3
В этом случае речь можно вести только о том, что подготовка к деятельности в инновационных секторах экономического производства касается части ребят, обучающихся в образовательных организациях. В отличие от инновационного сектора экономики, образование является социальной отраслью, стремящейся не к секторальному, а к тотальному охвату всех детей теми условиями и возможностями для развития, которые предоставляет современная образовательная среда. В рамках отрасли утверждается и отстаивается конституционная позиция, в которой все дети в Российской Федерации имеют равные право на доступ к качественному образованию вне зависимости от внешних условий. В том числе вне зависимости от их отношения к инновационной экономике. Именно в силу этого обстоятельства показатели, характеризующие планируемую динамику развития тех или иных возможностей образовательной системы, линейны и стремятся к тотальному (в 100 %) охвату. Целесообразность использования подобного методологического и методического подхода к формированию системы показателей Стратегии необходимо оценить, обосновать, и обоснованное решение использовать в актуализации документа. Спецификация с привязкой к отдельным, социально значимым и социально-полезным видам деятельности возможна и даже необходима, но глобальная стратегия образования ориентирована на все социальное пространство детства. Признание ограниченности возможности использования в качестве показателей реализации стратегии аналогичных, но локально-отраслевых решений, означает отказ от принципа механической интеграции отраслевых показателей и разработку, в том числе на их основе более сложных индикативных конструкций, опирающихся на агрегированную и обобщенную первичную социальную и статистическую информацию (индексы). Учитывая сложный, межотраслевой характер документа, такие разработки представляются перспективными. Еще одним важным направлением актуализации Стратегии может стать пересмотр роли как системы образования, так и других социальных отраслей. Действующая редакция Стратегии инновационного развития Российской Федерации рассматривает систему образования, во-первых, как ключевой источник формирования и развития человеческого капитала, и, во-вторых, как источник инновационных технологических решений. На это направлены масштабные и ресурсоемкие инвестиции в образовательную инфраструктуру, а также институциональные преобразования в сфере профессионального и высшего образования. По сути, речь идет о том, что Стратегия в части образовательной степени делает акцент на описание того вклада, который образование вносит в инновационное развитие («Образование для инновационного развития»). При этом следует отметить, что система образования является хотя и специфической, но, тем не менее, отраслью национальной экономики. И, как показывает практика реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», реализации комплексных проектов модернизации региональных систем образования – отраслью капиталоемкой. Потребность в создании и поддержании современной технологической образовательной среды, государственные инвестиции, направляемые на эти цели – фактически создают предпосылки для рассмотрения системы образования как одного из крупнейших заказчиков и потребителей инновационной продукции. Сотни миллионов рублей государственных вложений в модернизацию систем общего и профессионального образования способны стать источником экономической устойчивости для отечественных производителей наукоемкой и технологически сложной продукции, которая отвечает задачам и потребностям образовательных программ, реализуемых образовательными организациями. Такое расширение ролевой позиции системы образования позволит усилить инвестиционно-возвратный эффект от государственных вложений как в инновационный сектор экономики, так и в образование, как важную социально-экономическую отрасль национальной экономики. По сути, речь идет о дополнении действующей Стратегии описанием того, что сама инновационная система может дать образованию как отрасли экономики («Инновационное развитие – образованию»). Данный тезис – о рассмотрении крупнейших социальных отраслей национальной экономики как потенциальных рынков инновационной, но социально-ориентированной продукции – актуален не только в отношении системы образования, но в отношении системы здравоохранения, системы социальной помощи. В условиях бюджетных ограничений представляется чрезвычайно перспективным выстроить механизм исполнения социальных обязательств государства за счет инновационных и экономически оправданных разработок и массового производства высокотехнологичных продуктов, востребованных крупнейшими социальными отраслями. Таким образом, изложенные выше направления актуализации «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» позволят: - синхронизировать понятийный и концептуальный аппарат стратегических и нормативно-правовых документов, корреспондирующих со Стратегией; - уточнить перечень показателей, более точно и предметно отражающих динамику достижения поставленных целей и реализацию сформулированных задач; - сформулировать в рамках Стратегии адекватные «ответы» на риски и вызовы современной социально-политической и социально-экономической ситуации. Литература
|
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.