Стратегия инновационного развития Российской Федерации: к вопросу об перспективных направлениях актуализации

 

«Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Стратегия) является комплексным документом, определяющим акценты в долгосрочных планах социально-экономического развития страны [1]. Данный документ является идеологическим фундаментом синхронизации национальной экономики с современными глобальными процессами развития традиционных и возникновения новых отраслей производства товаров и услуг. Он связывает воедино политическую волю, социальный потенциал и экономические условия последовательного и поступательного развития экономического базиса российского общества.

Нужен ли такой документ? С нашей точки зрения – нужен. Нужен, так как он, в первую очередь, позволяет выйти за рамки внутрисистемных смыслов и частных отраслевых стратегий развития.

Следует признать, что одним из ключевых факторов успешности реализации стратегии является ее способность к оперативному учету меняющихся политических, экономических, социальных и технологических контекстов. Стратегия не подкрепленная способностью к оптимальному учету быстро меняющейся обстановки и эффективному решению тактических задач обречена на поражение. Отсюда со всей очевидностью вытекает ответ о необходимости актуализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации, что предусматривается и самим действующим документом: «Концепция, Стратегия и иные документы, принимаемые в целях их реализации, будут уточняться (в том числе с учетом результатов регулярно обновляемого научно-технологического прогноза)».

Эксперты, рассматривающие основные положения, задачи, мероприятия, а также целевые показатели Стратегии с позиции их сопряженности с ключевыми стратегическими документами в сфере образования, зафиксировали ряд принципиальных задач, связанных с актуализацией стратегии.

После принятия в 2011 году Стратегии, в сфере образования был принят целый ряд документов, изменивших правовое пространство деятельности в сфере образования (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29 декабря 2012 года), определивших приоритеты государственной политики в сфере образования (План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»), завершен первый этап масштабного проекта модернизации региональных систем образования (2011-2013 гг.).

Изменения правового, ценностно-смыслового, материально-технического и экономического пространства образовательной системы целесообразно учесть как в обновлении содержания Стратегии, так и в корректировке Плана реализации Стратегии [2].

Изменения, произошедшие в период с 2011 по 2015 год в социально-политической, социально-экономической обстановке, непосредственно влияющей на продуктивность использования основных инструментов, используемых в решении задач, и достижения целей Стратегии, заставляют говорить о необходимости пересмотра как ключевых показателей данного документа, так и методологических подходов к программированию мероприятий Стратегии.

Оценка факторов риска (сокращение инвестиционных возможностей со стороны как государства, так и негосударственного сектора, свертывание доступа к инновационным производственным технологиям и т. д.) требует четкой оценки степени их влияния на решение задач Стратегии, а также специальных мер, купирующих эти риски.

Стратегия, призванная связывать и координировать действия по обеспечению условий для интенсивного становления и развития инновационных секторов и отраслей национальной экономики, а также стимулировать усилия основных субъектов экономической деятельности, в этом направлении может и должна опираться на соответствующую систему целевых показателей и индикаторов, в полной мере отражающих степень достижения целей стратегического документа. Отраслевые документы стратегического характера (Государственные программы, Планы действий, «дорожные карты») имеют свой набор показателей, а также систему их сбора, как правило, отражают отраслевые характеристики процессов и их способность дать адекватную оценку достижению комплекса социальных и экономических эффектов – ограничена.

Ярким примером является система общего образования. Реализация планов по созданию высокотехнологических рабочих мест, прямо связанных как с инновационными отраслями в целом, так и инновационными секторами отраслей вполне традиционных, отнюдь не означает тотального характера инновационного содержания профессиональной деятельности.



Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Стратегия инновационного развития Российской Федерации: к вопросу об перспективных направлениях актуализации
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru