Стратегия инновационного развития Российской Федерации: к вопросу об перспективных направлениях актуализации |
Страница 2 из 3
«Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Стратегия) является комплексным документом, определяющим акценты в долгосрочных планах социально-экономического развития страны [1]. Данный документ является идеологическим фундаментом синхронизации национальной экономики с современными глобальными процессами развития традиционных и возникновения новых отраслей производства товаров и услуг. Он связывает воедино политическую волю, социальный потенциал и экономические условия последовательного и поступательного развития экономического базиса российского общества. Нужен ли такой документ? С нашей точки зрения – нужен. Нужен, так как он, в первую очередь, позволяет выйти за рамки внутрисистемных смыслов и частных отраслевых стратегий развития. Следует признать, что одним из ключевых факторов успешности реализации стратегии является ее способность к оперативному учету меняющихся политических, экономических, социальных и технологических контекстов. Стратегия не подкрепленная способностью к оптимальному учету быстро меняющейся обстановки и эффективному решению тактических задач обречена на поражение. Отсюда со всей очевидностью вытекает ответ о необходимости актуализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации, что предусматривается и самим действующим документом: «Концепция, Стратегия и иные документы, принимаемые в целях их реализации, будут уточняться (в том числе с учетом результатов регулярно обновляемого научно-технологического прогноза)». Эксперты, рассматривающие основные положения, задачи, мероприятия, а также целевые показатели Стратегии с позиции их сопряженности с ключевыми стратегическими документами в сфере образования, зафиксировали ряд принципиальных задач, связанных с актуализацией стратегии. После принятия в 2011 году Стратегии, в сфере образования был принят целый ряд документов, изменивших правовое пространство деятельности в сфере образования (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29 декабря 2012 года), определивших приоритеты государственной политики в сфере образования (План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»), завершен первый этап масштабного проекта модернизации региональных систем образования (2011-2013 гг.). Изменения правового, ценностно-смыслового, материально-технического и экономического пространства образовательной системы целесообразно учесть как в обновлении содержания Стратегии, так и в корректировке Плана реализации Стратегии [2]. Изменения, произошедшие в период с 2011 по 2015 год в социально-политической, социально-экономической обстановке, непосредственно влияющей на продуктивность использования основных инструментов, используемых в решении задач, и достижения целей Стратегии, заставляют говорить о необходимости пересмотра как ключевых показателей данного документа, так и методологических подходов к программированию мероприятий Стратегии. Оценка факторов риска (сокращение инвестиционных возможностей со стороны как государства, так и негосударственного сектора, свертывание доступа к инновационным производственным технологиям и т. д.) требует четкой оценки степени их влияния на решение задач Стратегии, а также специальных мер, купирующих эти риски. Стратегия, призванная связывать и координировать действия по обеспечению условий для интенсивного становления и развития инновационных секторов и отраслей национальной экономики, а также стимулировать усилия основных субъектов экономической деятельности, в этом направлении может и должна опираться на соответствующую систему целевых показателей и индикаторов, в полной мере отражающих степень достижения целей стратегического документа. Отраслевые документы стратегического характера (Государственные программы, Планы действий, «дорожные карты») имеют свой набор показателей, а также систему их сбора, как правило, отражают отраслевые характеристики процессов и их способность дать адекватную оценку достижению комплекса социальных и экономических эффектов – ограничена. Ярким примером является система общего образования. Реализация планов по созданию высокотехнологических рабочих мест, прямо связанных как с инновационными отраслями в целом, так и инновационными секторами отраслей вполне традиционных, отнюдь не означает тотального характера инновационного содержания профессиональной деятельности. |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.