Теоретические основы исследования социальной организации якутов в XVII в.

Во второй половине XIX – начале XX в. появились специальные работы по обычному праву и общественному строю саха. Авторами этих работ были Д. Л. Павлинов, Д. А. Кочнев, Н. А. Виташевский, Л. Г. Левенталь, Э. К. Пекарский и другие[2]. Это позволило вплотную подойти к теме осознания предками саха своего этнического единства. Изучение с юридической точки зрения обычаев дало сведения о некоторых чертах якутского менталитета. Была поднята проблема якутского рода – основы общественного строя саха в XIX – начале XX вв. Дальнейшее накопление фольклорного материала И. А. Худяковым, В. М. Ионовым, А. Е. Кулаковским и другими[3] дало возможность рассуждать о причинах поражения «якольских людей» в 30 – 40-х гг. XVII в., о якутском «царе» Тыгыне, о потестарной организации предков саха.

Исследователи XX в. раскрыли большие возможности письменных источников XVII в. В этом направлении большой вклад внесли С. В. Бахрушин, Г. А. Попов, О. В. Ионова, С. А. Токарев, Б. О. Долгих, Г. П. Башарин, Ф. Г. Сафронов, В. Н. Иванов, А. С. Парникова, В. Ф. Иванов[4]. Широкомасштабное изучение исторического фольклора О. Порядиным, Д. Афанасьевым, С. И. Боло, Г. В. Ксенофонтовым, А. А. Саввиным, Г. У. Эргисом, И. Г. Березкиным и многими другими[5] позволило провести первые опыты верификации фольклорных сведений и их корреляции с письменными данными из русских документов XVII в.

Современные этнографы С. И. Николаев, И. В. Константинов, И. Е. Зыков, А. И. Гоголев, Д. Брагина, А. Н. Алексеев, Ф. Ф. Васильев, используя данные различных наук, реконструировали основные этапы этнической истории саха[6].

Достигнуто многое. Прежде всего, собран солидный фактографический материал, позволивший описать сложную структуру традиционного якутского общества. Выявлены основные группировки саха к приходу русских. Установлена примерная численность якутского населения того времени. Составлена карта расселения различных групп саха. Изучено движение населения в XVII – XIX вв. В историографии основные группировки саха названы «племенами». Им соответствовали административные волости, а затем и улусы согласно русским документам. По материалам последних установлены: примерное количество населения и размеры якутских волостей, их внутренняя структура (деление на «роды»). Подробно изучена социальная организация предков саха в XVII в. Показано влияние социально-экономических и политических факторов на этнические процессы. Исследованы этнокультурные связи между местным населением и русскими колонистами.

Большинство исследователей едины во мнении, что предки саха в XVII в. уже сложились в народность. Так, О. В. Ионова пишет: «якуты ко времени присоединения их к Московскому государству, в XVII веке, сложились уже как народность с общим языком, территорией и общей скотоводческой культурой»[7]. Новейшие исследования внесли уточнение в эту формулировку. По мнению Д. Г. Брагиной «якуты, видимо, представляли собой метаэтническую общность, близкую народности»[8]. А. И. Гоголев считает, что «саха дьоно («якутский народ») в изучаемое время представлял собой так называемую «первичную народность», возникшую в условиях ранне-классового общества непосредственно на базе родоплеменных этнических общностей»[9]. Подобного рода уточнения являются последствиями известной дискуссии 1940 – 60-х гг. о характере общественного строя предков саха[10]. Были высказаны противоположные мнения. От признания социальной организации предков саха доклассовой до оценок ее как патриархально-феодальной. Решение проблемы о типе этнической общности саха в XVII в. ставилось в зависимость от троичной схемы: племя – народность – нация, ставшей традиционной в отечественной науке[11].

Предки саха, жившие в XVII в., обладали многими чертами народности, вместе с тем были близки к другим типам этнических общностей. Например, к соплеменности или союзу племен. Насколько правомерно называть якутские волости племенами? Признавая их таковыми в этническом плане, неизменно приходишь к дилемме: народность или союз племен.

Для успешного решения проблемы необходимо специальное изучение этносознания предков саха названного периода.

Литература

  1.      Алексеев А. Н. Древние культуры Якутии (IV тыс. до н.э. – XVIII в н.э.)/Автореферат, дисс.доктора истор. Наук. – Новосибирск, 1994 и др.
    1.      Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. –М, 1989 г.
    2.      Башарин Г. П. Обозрение дореволюционной историографии Якутии. – Якутск, 1965. С.6 – 7, 11 – 13; Иванов В. Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии XVII – XVIII вв. – М., 1974. – с.33 – 35, 38 – 55, 72 – 100, 102 – 105, 107 – 115, 130 – 132;
  2.      Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. – М., 1983;
  3.      Васильев Ф. Ф. К вопросу об уральском компоненте в этнической культуре якутов// Этнос: традициии современность. – Якутск, 1994. – С. 16 – 23
  4.      Гоголев А. И. Лекции по исторической этнографии якутов. – Якутск, 1978; Историческая этнография якутов (Вопросы происхождения якутов). – Якутск, 1986;
    1.      Гоголев А. И. Социальная организация и традиционная семья якутов в XVIIв.// семья у народов Северо-Востока СССР.  – Якутск, 1988. – С.90 
  5.      Гоголев А. И. Якуты: (Проблемы этногенеза и формирования культуры). – Якутск, 1993;
  6.      Зыков И. Е. Основные этапы этнической истории якутов по данным археологии //Полярная звезда. 1978. - №5. – С.218 – 132;
    1.                        Иванов В. Н. Русские ученые о народах Северо-Востока Азии (XVII – начало XXвека). – Якутск, 1978. – С. 16 – 30, 66 – 78, 257 – 258.
    2.                         Ионова О. В. Из истории якутского народа. – Якутск, 194 – с. 10
    3.                        Константинов  И. В. Происхождение якутского народа и его культуры // Якутия  и ее соседи в древности. – Якутк, с 1975. – С.106 – 173;
    4.                        Николаев С. И. Основные этапы этнической истории вилюйских якутов//Краткие сообщения Ин-та этнографии АН СССР. – 1957. – Вып.27. – С.90 – 98;
    5.                        Очерки советской историографии Якутии. – Якутск, 1976. – с. 23 – 29, 32 – 35, 102 – 113, 121 – 125, 172 – 174, 218 – 223, 227 – 228.
    6.                        Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – М., 1974. – с. 31 – 57, 62 – 65.

 


[1] Башарин Г. П. Обозрение дореволюционной историографии Якутии. – Якутск, 1965. С.6 – 7, 11 – 13; Иванов В. Ф. Историко-этнографическое изучение Якутии XVII – XVIII вв. – М., 1974. – с.33 – 35, 38 – 55, 72 – 100, 102 – 105, 107 – 115, 130 – 132; Иванов В. Н. Русские ученые о народах Северо-Востока Азии (XVII – начало XXвека). – Якутск, 1978. – С. 16 – 30, 66 – 78, 257 – 258. 

[2] Башарин Г. П. Указ. Соч. – С. 10 – 11, 14 – 21; Иванов В. Н. Указ. Соч. – с. 258 – 260. 

[3] Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. – М., 1974. – с. 31 – 57, 62 – 65.

[4] Очерки советской историографии Якутии. – Якутск, 1976. – с. 23 – 29, 32 – 35, 102 – 113, 121 – 125, 172 – 174, 218 – 223, 227 – 228.

[5] Эргис Г. У. Указ. Соч. – с.5 – 92; Никифоров В. М. Якутские народные предания. – Новосибирск, 1994. – С.3 – 14

[6] Николаев С. И. Основные этапы этнической истории вилюйских якутов//Краткие сообщения Ин-та этнографии АН СССР. – 1957. – Вып.27. – С.90 – 98; Константинов  И. В. Происхождение якутского народа и его культуры // Якутия  и ее соседи в древности. – Якутк, с 1975. – С.106 – 173; Зыков И. Е. Основыне этапы этнической истории якутов по данным археологии //Полярная звезда. 1978. - №5. – С.218 – 132; Гоголев А. И. Лекции по исторической этнографии якутов. – Якутск, 1978; Он же. Историческая этнография якутов (Вопросы происхождения якутов). – Якутск, 1986; Он же. Якуты: (Проблемы этногенеза и формирования культуры). – Якутск, 1993; Брагина Д. Г. Современные этнические процессы в Центральной Якутии. – Якутск, 1985 г.; Васильев Ф. Ф. К вопросу об уральском компоненте в этнической культуре якутов// Этнос: традиции и современность. – якутск, 1994. – С. 16 – 23; Алексеев а. н. Древние культуры Якутии (IV тыс. до н.э. – XVIII в н.э.)/Автореферат, дисс…доктора истор. Наук. – Новосибирск, 1994 и др.

[7] Ионова О. В. Из истории якутского народа. – Якутск, 194 – с. 10

[8] Брагина Д. Г. Указ. Соч. – с.8

[9] Гоголев А. И. Социальная организация и традиционная семья якутов в XVIIв.// семья у народов Северо-Востока СССР.  – Я., 1988. – С.90 

[10] В дискуссии принимали участие С. А. Токарев, В. К. Гарданов, Б. О. Долгих, А. П. Окладиков, Г. П. Башарин, В. Н. Иванов и др. 

[11] Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. – М., 1983; История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. – М., 1986; История первобытного общества. Эпоха классообразования. – М., 198; Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. –М, 1989   





Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Теоретические основы исследования социальной организации якутов в XVII в.
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru