Воспитательный аспект в процессе обучения студентов

 

При опросе студентов часто выясняется, что многие не знают своих начальников в университете, т.е. тех, кого они должны приветствовать вставанием при их появлении и уходе. Приходится напоминать, что на протяжении всего срока обучения в ВУЗе прямыми начальниками для студентов являются ректор, все проректоры, декан и его заместитель, а преподаватель – во время проведения занятий, консультаций, при приеме зачетов, экзаменов и при проведении других видов учебной работы.

На первом же занятии разъясняю взаимоотношения преподавателя со студентами, которые должны носить партнерский характер с одной стороны, т.к. цель и у преподавателя и у студентов одна – освоить учебный материал, а с другой стороны должна соблюдаться культура общения: без грубостей, оскорблений, с соблюдением субординации, без панибратства.

Субординация предполагает соблюдение определенных правил при взаимоотношениях между студентами и преподавателем. Например, студент не имеет право делать замечание преподавателю (как впрочем, и другим начальникам и старшим), кроме случаев, если студента оскорбляют или воздействуют на него физически.

С другой стороны преподаватель имеет право на гнев (например – на повышение голоса), если студент нарушает установленный порядок, хамит и т.п.

Большое внимание уделяю личному примеру: точная явка на занятия и консультации, аккуратность в одежде, вежливое обращение со студентами  (причем ровное со всеми без исключения) без «любимчиков», безукоризненное выполнение собственных обещаний и законных требований и просьб студентов, моральное совершенство (в единственном браке живу 48 год, никогда не курил, не злоупотреблял спиртные напитки).

Внесение в личную карточку студента для рейтинговой оценки его деятельности графы «Посещение занятий» носит воспитательный характер. Отсутствие на плановых занятиях без уважительных причин влечет снятие баллов. Уважительными причинами отсутствия на занятиях могут быть: болезнь, тогда студент предъявляет справку врача; другие причины (командировка, спортивные соревнования, художественная самодеятельность, семейные обстоятельства и т. д.) подтверждаются справками деканов. Такая постановка вопроса дисциплинирует студентов, призывает их к порядку, честности.

Во время проведения занятий, особенно по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» уделяю много времени проблеме борьбы с алкоголизмом, наркоманией, курением. Разъясняю, что курение ведет к раку легких, а алкоголизм, наркомания, разлагают личность, разрушают семьи, ведут к неполноценному потомству.

На каждом занятии отвожу немного времени на обзор событий, произошедших в России и за рубежом, разъясняю политику руководства страны, выслушиваю мнение студентов. Обмен мнениями позволяет прийти к единой (или близкой к единой) оценке событий, способствует формированию правильного мировоззрения, выработке гордости за свою родину – Россию.

Всегда помню, что «коллектив есть группа взаимодействующих индивидов, совокупно реагирующих на те, или иные раздражители» [2].

Всячески стремлюсь к взаимопониманию, дружбе в студенческом коллективе, которым является, прежде всего, учебная группа. Взаимопомощь, доброе отношение друг к другу, особенно при освоении вопросов практических и лабораторных работ, без насмешек и злобных реплик формируют у студентов «чувства локтя», уверенности в себе и, в конечном счете, способствуют качественной подготовке специалистов с высшим образованием.

Считаю, и убежден в этом, что введение формы одежды, установленной для студентов и преподавательского состава ВУЗа, играло бы огромную воспитательную роль. Форма со знаками отличия студентов от первого до выпускного курса, преподавателей – от ассистента до ректора, с их фамилиями на нагрудных карточках формирует ответственность (личную) за поведение, гордость за свой ВУЗ, культуру взаимоотношений. В этом автор убедился, находясь на курсах повышения квалификации в Санкт-Петербургском горном институте (техническом университете).

      Таким образом, все описанные способы и приемы воспитания студентов направлены на формирование положительных качеств в соответствии с высказыванием А.С. Макаренко: «Хорошее в человеке приходится проектировать и педагог обязан это делать» [2].

  Литература

     1.Крысина Е. В центре внимания – преподаватель в учебном процессе // Пенза: Университетский вестник ПГУАС. 2014.№2.с.5.

     2.Макаренко А. С. Педагогическая поэма. Киев: Радянська школа, 1988. 511 с.





Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Воспитательный аспект в процессе обучения студентов
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru