Анализ образовательных запросов учащихся при проектировании сетевого профильного обучения в городе Славянске-на-Кубани

Необходимость формирования единого информационно-образовательного пространства малого города, использование потенциала образовательных учреждений и педагогов, получивших признание в рамках открытых педагогических мероприятий и конкурсов, для всех учащихся малого города, определяет актуальность проектирования сетевой организации обучения.

Существующая городская система образования в недостаточной степени удовлетворяет запросам настоящего времени, поскольку не гарантирует качественного образования, не позволяет в полной мере использовать ресурсы различных школ. В некоторых малых городах России уже созданы различные формы сетевого взаимодействия нескольких образовательных учреждений по эффективному использованию материальных, информационных, кадровых ресурсов (модель школ-ступеней, модель ресурсного центра). Но данный опыт не обобщен, не отработан на управленческом уровне, организационный и нормативно-правовой механизмы регулирования подобных форм взаимодействия не решены. Вместе с тем следует отметить, что в настоящее время растут запросы потребителей образовательных услуг. Программы дополнительного образования, курсы по выбору становятся не менее важными, чем традиционные предметы. Следует подчеркнуть, что развитие профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования является велением времени и требует особого ресурсного обеспечения профильной школы. Однако в малом городе одно образовательное учреждение, как правило, не способно обеспечить учащихся всеми необходимыми образовательными услугами в сфере качественного профильного обучения.

Профильное обучение в г. Славянске-на-Кубани организовано во всех школах. Однако способ организации уже на протяжении нескольких лет остается прежним: в школе 1-2 профильных класса. Поэтому нельзя говорить о раскрытии способностей учащихся в выбранном профиле обучения, а, следовательно, и будущей профессии.

В 2014-2015 учебном году в 21 профильной группе реализуется 7 профилей, однако это не говорит об их разнообразии. Среди основных направлений можно выделить естественнонаучный (40%) (в лицеях №1 и №4, школах №3, №16, №18), экономико-математический, физико-математический, информационно-математический профили (35%) (в лицеях №1 и №4, школе №18), гуманитарный профиль (10%) (школе №3), социально-педагогический (15%) (в школах №3, №5, №17), оборонно-спортивный (5%) (в школе №16) [1, 22].

На наш взгляд, реализация одного и того же профиля в четырех различных школах малого города – это нерациональное использование материального, кадрового и финансового потенциала системы образования города.

Существующая система образования в городе в основной массе устраивает родителей и учащихся, так как на сегодняшний день должным образом не сформированы образовательные запросы. Вместе с тем, результаты анкетирования учащихся IX классов (56 человек) показали, что около 40 % ориентированы на учебу в вузе, 34 % ориентированы на учебу в техникумах, 5 % решили продолжить обучение в училище, 18 % не определились в своем выборе. Среди учащихся XI классов (43 человека) около 78 % ориентированы на вуз, 7 % ориентированы на обучение в техникумах и 15 % еще не определились в выборе. Следует учитывать, что большинство родителей не имеют возможности обучать детей в престижном учебном заведении за счет собственных средств. У многих учеников и родителей нет точной установки на выбор будущей профессии, соответственно не ведется предварительная качественная подготовка по предметам необходимым для поступления в вуз, именно поэтому учащиеся набирают малое количество баллов на ЕГЭ по профильным предметам и, как следствие, имеют узкий круг доступных учебных заведений. Создавшаяся ситуация диктует необходимость улучшить профориентационную работу, провести реструктуризацию имеющейся сети школ.

Для выявления уровня удовлетворенности профильным обучением был проведен мониторинг среди учащихся 10 – 11 классов МБОУ СОШ №5, №18. Было опрошено 106 учащихся социально-педагогического, экономико-математического, физико-математического и естественнонаучного профильных направлений.

По итогам 65% учащихся определили, что выбранный ими профиль удовлетворяет потребностям, 20-ти % учащихся профильное направление не нравится, 15% - относятся безразлично.

70% учащихся выбрали бы тот же профиль повторно, 17% - не выбрали, 13% - сомневаются в ответе.

В основном после окончания общеобразовательного учреждения обучающиеся профильных классов предполагают продолжить свое обучение, причем подавляющее большинство выпускников выбирает высшее профессиональное образование – 90 %.

Не проверяли способности учащихся к данному профильному направлению. Нет предпрофильных классов, где бы учащимся рекомендовали тот или иной профиль.

Среди основных причин выбора профилей:

  •            По совету родителей – 0,8%.
  •            Легче учиться – 6%.
  •            Обучение необходимо для дальнейшего образования – 40%.
  •            Данный профиль соответствует интересам учащихся – 18%.
  •            Интересны профильные предметы – 16%.
  •            За компанию с друзьями – 5%.
  •            Другие причины - 13%.


Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

telemarketer

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Издательство «Проблемы науки» Наши авторы Анализ образовательных запросов учащихся при проектировании сетевого профильного обучения в городе Славянске-на-Кубани
Яндекс.Метрика Импакт-фактор российских научных журналов Принимаем Z-Payment www.megastock.ru