Функционалы оценки показателей результативности вуза |
Страница 8 из 8
Оценка показателей результативности ТПУ Поскольку большинство показателей предполагают оценку вуза не только с точки зрения внутренней динамики, но и в сравнении с другими университетами, то необходимо обозначить совокупность учебных заведений, с которыми будет проводиться сопоставление. По результатам обзора рейтингов ведущих университетов страны [4-6] для ТПУ таковыми являются ТГУ (Томск) и НГУ (Новосибирск). Эти вузы сопоставимы по большинству показателей: финансовые, материально-техническая база, инфраструктура, средние баллы абитуриентов, – что отчасти объясняется их схожим географическим положением. Вычисления показателей производились на основе данных [7-12] за последние 3 года (т.е. 2011-2013гг.), поскольку именно в этот период развернулась борьба за продвижение российских ВУЗов на мировую арену, и в каждом вузе потенциал стал активно задействоваться для развития университета и улучшения его показателей. Показатель оценки степени международного признания вуза в образовательно-профессиональной деятельности свидетельствует об обширных связях и их эффективном использовании в ТПУ, поскольку этот вуз является лидером в группе по данному показателю. Показатель оценки результативности научной деятельности вуза увеличивается достаточно большими темпами для каждого из обозначенных вузов, но лидирует в данной группе НГУ. Показатель оценки доходов вуза от подготовки специалистов свидетельствует о том, что в вузы г. Томска деньги поступают активней, чем в г. Новосибирск. Лидирует по данному показателю в группе ТПУ. Показатели оценки полных расходов вуза свидетельствует об эффективном освоении средств в университете. Наиболее эффективно они используются в ТПУ, НГУ занимает среднюю позицию в группе. Показатель оценки степени востребованности выпускников свидетельствует о том, что относительно общей численности студентов в обозначенных вузах, процент выпускников с целевой подготовкой и трудоустроившихся по заявкам организаций и предприятий в НГУ выше, чем в томских вузах. ТПУ занимает среднюю позицию в группе. Показатель оценки результативности работы с абитуриентами явно превышен в НГУ, что свидетельствует о развитой системе многоуровневой подготовки. Среди томских вузов лидером по данному показателю является ТГУ. По показателю оценки эффективности учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза лидирует ТГУ.
Заключение
Таким образом, вторая группа функционалов, описывающих результативность деятельности вуза, в котором осуществляется образовательный процесс, состоящая из 12 показателей, показывает, что по ряду показателей (степень международного признания вуза в образовательно-профессиональной деятельности; доходы вуза от подготовки специалистов; полные расходы вуза) ТПУ является лидером в группе. По ряду показателей (результативность научной деятельности вуза; степень востребованности выпускников; эффективность учебно-методической деятельности профессорско-преподавательского состава вуза) ТПУ наращивает свои показатели, что обеспечивает положительную динамику в развитии университета в целом. Однако в работе университета есть ряд показателей, требующих более детальной проработки. Это такие показатели как: работа с абитуриентами, складывающаяся в многоуровневую систему подготовки и дающая прирост «целевой подготовки» и повышение среднего балла при зачислении; организация научной деятельности в соответствии с расширением международных связей, что позволило бы не просто пользоваться лидирующими наукометрическими базами и публиковаться, но и быть признанными на мировой арене. Литература 1. Ризен Ю.С., Захарова А.А., Минин М.Г. Математическое моделирование образовательного процесса в оценке качества деятельности ВУЗа // Информационное общество, 2014, №3. С.25-33. 2. Ризен Ю.С., Захарова А.А., Минин М.Г. Модель подготовки выпускника ВУЗа и повышение эффективности применения образовательных технологий // Проблемы информатики, 2012. Вып. Спецвыпуск. С. 1-8. 3. Мешалкин В.И. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации. Аккредитация самообследование - рейтинг. 10 М.: изд-во РУДН, 1995. 136 с. 4. Национальный рейтинг российских вузов [Электронный ресурс] – Москва: Министерство образования и науки РФ, 2013. – Режим доступа: 5. 20 лучших технических вузов страны [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании, электронный журнал – Москва: рейтинговое агентство «Эксперт РА», 17.04.2013. – Режим доступа: 6. Лучшие вузы России по техническим и экономическим направлениям подготовки [Электронный ресурс] – Москва: рейтинговое агентство «Эксперт РА», 2013. – Режим доступа: 7. Материалы о деятельности ТГУ за 2008–2012 гг. [Электронный ресурс] – Томск: ТГУ, 2013. – Режим доступа: 8. Информация об учебном заведении [Электронный ресурс] – Новосибирск: НГУ, 2014. – Режим доступа: 9. Результаты самообследования университета для федеральной информационной системы [Электронный ресурс] – Новосибирск: НГУ, 2014. – Режим доступа: 10. Отчет о самообследовании НГУ (за 2013г.) [Электронный ресурс] – Новосибирск: НГУ, 2014. – Режим доступа: 11. Отчет ректора ТПУ за 2012г. [Электронный ресурс] – Томск: ТПУ, 2013. – Режим доступа: 12. Отчет ректора ТПУ за 2013г. [Электронный ресурс] – Томск: ТПУ, 2014. – Режим доступа: |
Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция |
Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
E-mail:
Телефон:
+7(915)814-09-51 (WhatsApp)
В этом разделе публикуются научные статьи наших авторов.